Торопиться не нужно, но важно и не опоздать
Современная жизнь немыслима без знания иностранного языка, поэтому большинство родителей стремятся начать обучение своего ребенка английскому (в основном) как можно раньше. Правильно ли это?
Ранний старт в изучении иностранного языка отвечает потребности взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения. Сейчас в большинстве дошкольных учреждений с детьми занимаются английским с самого раннего возраста. В отличие от других дисциплин дополнительного образования обучение иностранному языку кажется родителям чем-то более существенным и важным для развития интеллекта, когнитивных и вербальных способностей, чем другие общеразвивающие занятия. И это действительно так.
Иностранный в детском саду
Согласно методикам обучения иностранному языку маленьких детей, основная задача занятий с малышами заключается в воспитании личностных свойств:
- умения слушать собеседника;
- реагировать на его слова доступными способами;
- находить варианты речевых решений;
- проявлять находчивость, интерес и терпение;
- учиться ориентироваться в ситуации;
- задавать вопросы;
- сравнивать языковые и культурные явления между собой.
Такая подготовка поможет сделать малышу фундаментальное открытие: понятия, которыми он владеет на родном языке, могут быть выражены с тем же успехом на другом языке, где иные формы выражения мысли служат тем же самым коммуникативным целям, что и в родном. Но для того, чтобы процесс обучения принес пользу, необходимо учитывать многие факторы: если у ребенка есть возрастное отставание развития речи или невербального образного мышления, то освоение второго языка оказывает негативное воздействие на высшие психические функции, тормозя их формирование (А.А. Леонтьев «Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком», 1985).
Наблюдения ученых
Становление речи ребенка в естественном развитии завершается к 5 годам. Это процесс качественных изменений, в результате которых усваиваемый (первый) язык становится для ребенка действительно родным. «К 5–6 годам дети впервые учатся производить сознательные операции с родным языком, — рассказывает преподаватель Центра лингвистического образования Людмила Пряничникова. — То есть овладевают умениями лингвистического анализа и, таким образом, готовы к сознательному изучению иноязычного материала».
Но если малыш по каким-то причинам не готов к такому роду деятельности, заставлять его нельзя. Отрицательное отношение к иностранному языку сформирует стойкое неприятие и нежелание изучать любой иностранный язык в будущем.
«Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка, — продолжает педагог. — Как правило, ребенок 5 лет считается уже вполне подготовленным к занятиям». Именно в этот период он активно осваивает все речевые навыки. «Известно, что ребенок овладевает речью не механически, а проводит сложные мыслительные операции — анализирует, выводит правила, классифицирует и обобщает, — говорит Людмила Пряничникова. — Это происходит, конечно, бессознательно. Если в этот период жизни ребенок имеет контакт с еще одним языком, то овладение им происходит аналогично усвоению родного языка — легко и естественно».
Три, четыре, пять…
По данным эксперимента, проведенного в центре лингвистического образования Астраханского государственного университета, четырехлетние дети усваивают материал гораздо медленнее, чем пятилетние и более старшие. Их реакции спонтанны, эмоции бьют через край, внимание постоянно переключаются с одного предмета на другой. «Не достигла развитых форм и ролевая игра, которая имеет наибольшее значение при обучении иностранному языку, — объясняет Людмила Пряничникова. — Кроме того, четырехлетние дети еще недостаточно хорошо владеют родным языком. А вот дети в 5 лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью, и так же сильно у них развито эмоционально-образное восприятие языка».
Исследователи заметили еще одну важную закономерность: четырехлетние дети не только отставали от пятилетних в первый год обучения, но и на второй год продвигались медленнее, чем пятилетки в первый. Это наблюдение позволило ученым сделать вывод о «некотором отрицательном влиянии раннего старта в изучении иностранного языка на дальнейший ход обучения». Занятия по иностранному языку в четырехлетнем возрасте эксперты считают нецелесообразными.
«Что же касается трехлетних детей, то об овладении ими иностранным языком в процессе более или менее сознательного обучения в коллективе говорить тем более не приходится, — продолжает Пряничникова. — В этом возрасте ребенок лишь начинает овладевать грамматически оформленной речью на родном языке, диалогическая речь только зарождается. Словарный запас ребенка до 3 лет обогащается почти исключительно путем накопления отдельных слов и лишь после 3 лет начинает быстро расти за счет овладения законами слово- и формообразования. Учебная и коллективная игровая деятельность им пока недоступны».
Почему детям легче
Дети дошкольного возраста быстрее и гибче, чем в дальнейшем, запоминают языковой материал, у них есть естественная мотивация к общению и нет языкового барьера, то есть страха, мешающего вступить в общение на иностранном языке.
Кроме того, пятилетний ребенок уже способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд, считает Людмила Пряничникова.
Но в любом случае родителям стоит помнить, что возраст начала обучения иностранному языку может варьироваться в зависимости от психофизической готовности ребенка. Важно учитывать уровень его развития и готовности к изучению иностранного языка на данном возрастном этапе.
Фото: Коллекция/iStock