О полезных развлечениях в кругу семьи
Игра — неотъемлемая часть жизни ребенка. Как сказал один мальчик: «У папы есть своя работа, у мамы — своя, а у меня работа — играть». В игре ребенок развивается, учится, а главное, игра — это деятельность, которая приносит радость. И эта ее функция — приносить удовольствие — дает возможность через несерьезные, на первый взгляд, занятия освоить огромное количество очень полезных навыков. Марина Пенкина, старший преподаватель кафедры «Общая психология» Института экспериментальной психологии МГППУ, рассказывает, какие семейные игры и мини-тренинги развивают коммуникацию, а также умение слушать друг друга и выходить из конфликтных ситуаций.
Игры — вне возраста!
В дошкольном возрасте игра — «ведущая деятельность», определяющая интеллектуальное, физическое и моральное развитие ребенка, это «школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин). В игре дети осваивают предметные действия, развивают память и внимание, мышление и воображение, учатся соблюдать правила и контролировать свое поведение, быть самостоятельными и принимать решения.
А еще игра — мощное средство развития эмоциональной сферы, средство развития навыков общения и взаимодействия с другими людьми. В игре ребенок учится уступать, прислушиваться к чувствам другого человека, сопереживать, смотреть на ситуацию глазами другого человека, действовать согласно игровой роли. Не менее важны эти возможности игры и в школьном возрасте. Для игры вообще нет возрастного предела, также как нет предела и развивающему эффекту игры.
Современные дети окружены игрушками, но предметы, которые мы даем детям для развлечения, гораздо менее важны, чем факт нашего совместного времяпрепровождения.
Участвуя в играх вместе с ребенком, мы укрепляем в нем уверенность, что любим его, заботимся о нем, он важен и интересен нам. Отдавая свое время ребенку, мы проявляем свою любовь к нему.
Ребенок получает удовольствие от участия в жизни взрослых и приучается видеть в любом из родителей авторитетного, доброжелательного руководителя. Поводов для конфликтов становится гораздо меньше.
Внимательный вдумчивый взрослый узнает очень многое о своем ребенке, наблюдая за ним в совместной деятельности. Но немаловажно, что он узнает многое и о себе и о том, каким его видит собственный ребенок.
Примеры игр
Приведем примеры игр в семье, которые, безусловно, сближают детей и родителей, развивают эмпатию, умение слушать и понимать друг друга. В них можно играть в любом возрасте, меняя по мере взросления ребенка предмет игры.
«Мне нравится, что ты…»*
…Красивая, смелая, добрая, вежливая, великодушная, заботишься о сестренке, помогаешь бабушке, хорошо чувствуешь настроение другого человека, смогла побороть свою лень, обаятельная, музыкальный, придумываешь новые слова, чувствуешь рифму, аккуратно ходишь, с богатой фантазией, быстрой реакцией, много читаешь, быстро считаешь, сама убираешь игрушки, можешь постоять за себя и т. д.
Проверьте себя, легко ли вам назвать 5–10 достоинств своего ребенка, не сосредоточены и вы лишь на его недостатках, а ведь ребенок смотрит на себя вашими глазами.
«Я думаю, что ты любишь…»*
…Кефир, валяться в сугробе, прыгать со шкафа на диван, стоять на страже 50 часов, танцевать на крыше, лежать под диваном и дышать пылью, выигрывать, громко храпеть, выть по-волчьи, драться на дуэли, купаться в теплом море, быть один, громко кричать, есть бутерброды с маслом и ветчиной, а сверху чтоб были огурчики, мчаться в автомобиле, зимой лето, а летом зиму, сочинять сказки, узнавать тайны и т. д.
Обычно эта игра сопровождается смехом, шутками, криками: «А вот не угадала!» Вариант игры — «Я думаю, что ты не любишь…»
«Рассказать тебе, какой ты был маленький?»
Вспомните разные подробности: дети очень любят слушать о себе, так они познают себя. Рассказываем ласково. Хорошо вместе листать фотографии из «детской» жизни ребенка.
«Что чувствовал герой сказки или мультфильма?»
Что чувствовал Колобок, когда спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке? Почему Герда отправилась на поиски Кая?
«Расскажи сказку не от лица автора, а от лица героя»
Сказка «Репка» от лица репки, грядки, хвостика репки. Для детей постарше: расскажи историю от имени предмета из истории (мальчик катает машинку, девочка делает уроки, а за окном взлетает самолет). А слушатели постараются отгадать, от чьего лица ведется рассказ.
«Встреча»
«Встретились двое и разговорились…» Можно разыграть историю с помощью кукол — для детей 3–5 лет — или «в лицах» — для детей постарше: кошка и мышка, цветок и бабочка, радуга и море.
«Паровоз»
Карточки с картинками разложены на столе рисунком вниз. Ребенок берет карточку и без подготовки сочиняет мини-рассказ с участием этого предмета. Следующие игроки продолжают сюжетную линию, но вплетают в рассказ картинки своих карточек, которые берут по очереди, как бы нанизывая на канву рассказа новые «вагончики».
Ребенок проходит разные этапы взросления, иногда проживание этих этапов дается трудно и ребенку, и родителям. Конфликты неизбежны, ребенок «пробует» границы дозволенного, пытается их раздвигать. Дети бывают агрессивны потому, что не знают других способов выражения своих чувств, они поступают так или иначе не потому, что хотят доставить неприятности, а из-за того, что не знают, как поступить по-другому. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
Полезно обсуждать в беседе наиболее часто встречающиеся трудные ситуации. Это позволит ребенку расширить поведенческий репертуар, осознать, что реагировать можно по-разному.
Учимся мириться
Хороший прием предупреждения бурных конфликтов — ролевая игра, разыгрывание сценок с помощью игрушек. Например: «Зайчик и лисенок поспорили между собой и в результате пропустили что-то интересное. Как помирить спорщиков?» Пусть ребенок предложит решение. Подсказки сюжетов можно найти не только в жизни, но и в детских книжках. Можно разыгрывать хорошо известные ребенку истории или придумывать свои. Разыгрывать жизненные ситуации, переложив их на сказочный сюжет. Важно снабдить ребенка «словарем», который он может использовать в конфликте: «Я злюсь», «Я не согласен» и т. д.
Можно предложить ребенку написать «супергневное письмо» обидчику.
Замечательный инструмент решения конфликтов — юмор. В семьях, где много смеются (не иронически и саркастически, а по-доброму), спорят гораздо меньше.
Хорошо использовать «стихи-мирилки» как ритуал завершения конфликта.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг!
— И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
* * *
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь —
В грязной луже окажусь!
* * *
Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться —
С тем не будем водиться!
Желаем всем родителям стараться слушать своих детей, творчески подходить к решению конфликтных ситуаций, дружить со своими детьми!
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
* Задания придуманы психологом Эльмирой Давыдовой.