background picturebackground picture

Игры для детей

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

16

Какую игру выбрать?

Все мы знаем о важности игр с детьми. Но часто родители стоят перед дилеммой, какую именно игру выбрать. Наши эксперты из Московского государственного психолого-педагогического университета Алла Холмогорова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета «Консультативная и клиническая психология», и Евгения Борисоник, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», помогают разобраться с этим вопросом.

Настольные игры

Настольные игры помогают развивать у детей логику, воображение, мелкую моторику, навыки принятия решений и работы в команде и еще многое другое, необходимое для обучения и развития.

Настольные игры — это не только шаг в развитии ребенка, но и интересный досуг для всей семьи.

В классических настольных играх для детей многое зависит от случайности — броска кубика, карт, которые выпали. Современные настольные игры предполагают большую вовлеченность в игровой процесс, в большей степени зависят от решений, принятых самими игроками.

Погода не всегда радует, так что настольные игры — это отличный вариант досуга в стенах дома. Многие небольшие настольные игры можно взять с собой на отдых, скоротать время в дороге — в поезде или самолете. Даже на отдыхе на свежем воздухе иногда бывает полезно сделать паузу между активными играми и поиграть на пикнике в настольную игру.

Первые настольные игры могут появиться в жизни ребенка уже в возрасте 2 лет. Время таких партий — 5–10 минут. Научиться проигрывать важно, но вначале, чтобы познакомиться с миром настольных игр, можно играть в кооперативные игры. Этот жанр предполагает совместное прохождение игры, где взрослый может подсказать и помочь, выигрывают или проигрывают все вместе.

Например, в игре «Каркуша» все члены семьи стремятся скорее собрать урожай, а маленькая ворона Каркуша, символ которой иногда выпадает на кубике, стремится утащить сладкий фрукт раньше. Игра знакомит маленьких детей с основными концепциями настольных игр (очередность хода, соблюдение несложных правил), развивает логику. А также учит базовым игровым механикам (броски кубика и сбор жетонов), которые потом еще не раз встретятся в других играх.

Игры для малышей

Игры для малышей часто задействуют так важное в этом возрасте развитие моторных навыков: «Летчик Луи» (3+), «Дженга» (5+), «Перекати Ёжик» (4+), «Безумные Обезьяны» (4+) и многие другие предполагают быстро реагировать и координировать свои движения.

Психологи отмечают, что в этом возрасте хорошее физическое развитие будет способствовать и лучшему интеллектуальному развитию.

Например, проблемы с арифметикой у детей могут быть связаны с недостаточностью пространственных функций.

Игры для дошкольников и младших школьников

Игры для детей дошкольного возраста знакомят их с цветами, формами, названиями животных и фруктов. Игра «Нейрогонки» (5+) напоминает известную методику для диагностики детского развития «Доски Сегена», где на каждое место нужно поместить фигуру нужной формы, цвета. На более сложных уровнях добавляются цифры, понимание знаков больше/меньше. Действуют игроки на скорость, кто быстрее заполнит планшет. У игры есть 10 уровней сложности, которые позволяют настроить свой уровень для каждого игрока и соревноваться на равных. Существует упрощенная версия игры — «Нейрогонки Junior» (4+). Если ребенок уже научился аккуратно обращаться с картонными карточками, то можно начинать и раньше возраста, указанного на коробке.

При подготовке к школе и младшим школьникам могут быть полезны игры, направленные на развитие памяти и внимания.

Среди игр, направленных на развитие внимания, можно выделить следующие: «Барабашка» (8+), «Доббль» (6+). Хотя на скорость можно играть только с возраста, указанного на коробке, тренироваться и делать ходы по очереди можно уже с 4–5 лет.

Отдельную нишу занимают игры-истории, в которых, как в книжке, меняются правила от партии к партии, рассказывая сказку. Один из примеров — это игра «О мышах и тайнах» (7+), где принцы и принцессы, превращенные в маленьких мышат, стараются раскрыть замысел коварной королевы.

Игры для детей 8–10 лет и старше

С возраста 8–10 лет становится доступным большой класс игр, традиционно называемый в игровом сообществе «семейными играми», которые одинаково интересны и взрослым и детям. Эти игры уже длиннее и занимают от получаса до часа.

Чудесным примером такой игры является «Гармония» (10+), где на небольшом поле каждый игрок создает свой уникальный ландшафт и заселяет его животными. Милое оформление сочетается с абстрактной по своей сути игре. Уже ставшая классикой настольная игра «Каркассон» (8+), где игроки поочередно строят дороги, города, размещая своих рабочих, стремясь заработать как можно больше очков. «Комета» (12+) — в игре необходимо спасти от вымирания динозавроподобных существ, игра требует стратегического мышления.

Великолепная стратегическая игра «Планета» (8+) позволяет детям построить процветающую экосистему с чистого листа в 3D. Игроки по очереди добавляют магнитные плитки ландшафта (например, леса, океаны и горы) на свою объемную двенадцатигранную планету.

Такие настольные игры развивают абстрактное мышление, способность к рефлексии и критическое мышление, тренируют математические знания.

Некоторые игры носят «кризисный характер», когда невозможно получить одновременно нужные ресурсы. Это развивает умение решать проблемы, прогнозировать последствия того или иного хода на будущее — навыки, которые пригодятся и в реальной жизни.

Игры могут развивать дедуктивное и индуктивное мышление. Все это может способствовать лучшей успеваемости в школе.

В мире современных настольных игр свою адаптацию нашли разные жанры. О чем любит читать ваш ребенок? Что любит смотреть? Нравятся детективы — тогда «Место приключения» (7+), сказки — «Волшебник Изумрудного города» (6+). Любит приключенческие истории — «Хроники Авеля» (8+), волшебников — «Гарри Поттер: Битва за Хогвартс» (11+), космос — «Добро пожаловать на Луну» (10+). Даже популярные компьютерные игры нашли свое отражение — «Minecraft (Portal Dash)» (10+).

Для того чтобы заинтересовать ребенка и отвлечь от компьютера и телефона, можно ориентироваться в первую очередь не на сложность или навыки, которые формирует игра, а на атмосферу, которая привлечет ребенка.

Игры способствуют развитию воображения и образного мышления. Например, «Диксит» (8+), «Имаджинариум» знакомы многим, но есть и многие другие, в частности, «Скоростные каракули» (10+), в которых на скорость игроки стремятся как можно понятнее изобразить загаданное слово. Игры на ассоциации развивают коммуникативные навыки, позволяют наглядно увидеть, как может отличаться восприятие другого человека. Близкими к этому являются «игры для вечеринок», которые меньше зависят от возраста и предполагают веселое времяпрепровождение, например, «Тако, кот, коза, сыр, пицца» (8+).

Практика показывает, что детская непосредственность часто мешает ребятам играть друг с другом в те игры, в которые они уже могут играть со взрослым. В каком-то смысле такие игры находятся в зоне ближайшего развития и только позже перейдут в актуальное, и дети начнут играть со сверстниками. Не ждите, что ребенок, тихо сидящий в семейном кругу, так же аккуратно будет обращаться с компонентами в компании детей.

Если вы сомневаетесь в том, что именно может заинтересовать вашего ребенка, существует много очных «игротек»: многие магазины настольных игр проводят бесплатные мероприятия, где перед покупкой игры можно поиграть всем вместе, а специальный человек расскажет правила.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях