background picturebackground picture

Играя, готовимся к школе

Дошкольники

334

Почему обычные занятия приносят ребенку меньше пользы, чем игра

Как подготовить дошкольника к учебе? Что поможет ему учиться легко и с интересом? На что обратить внимание родителям? На вопросы отвечает кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета Галия Вахитова.

Большинство современных родителей задумываются о будущих жизненных успехах ребенка практически с самого его рождения и стараются сделать все возможное для правильного воспитания и развития своего малыша. «Математика с пеленок», «читать раньше, чем ходить», «выучить несколько языков с рождения» — лишь несколько актуальных лозунгов в обучении маленьких детей. С чего же стоит начинать?

Ценность игры

К сожалению, в погоне за накоплением знаний некоторые родители не считают полезным делом детскую игру, думая, что она нужна лишь для отдыха и развлечения. На самом деле это не так.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Она формирует все то, что необходимо для полноценного развития личности, что впоследствии помогает ребенку успешно учиться. Именно в игре ребенок выступает как активный деятель, вникая в смысл игрового сюжета и реализуя его на практике. В игре у ребенка развивается и раскрывается его творческий потенциал.

В игре ребенок практически не утомляется, поскольку это естественный, наиболее интересный и эмоционально значимый для него вид деятельности.

Играя, двигаясь, ребенок полноценно развивается как личность. Уровень развития игры — главный показатель психологического благополучия детей дошкольного возраста и детей начальной школы. Родителям следует помнить о том, что, оставляя ребенку время для игры, играя вместе с ним, они не только способствуют его личностному развитию в целом, но и готовности к обучению в школе. Что дает игра?

  • Развитие памяти, внимания, мышления, воображения — психических функций, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Успехи в адаптации в новом детском коллективе.
  • Формирование самостоятельности, активности, саморегуляции.
  • Возможности для применения своих знаний на практике.
  • Развитие творческих способностей ребенка и умения ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.
  • Формирование элементарных трудовых умений и навыков.
  • Развитие нравственных черт характера.

Выдающийся психолог Лев Выготский подчеркивал, что личность формируют три фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребенка. В игре благоприятно соблюдены все внешние факторы, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребенка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнерской деятельности с родителем. Игровая среда мотивирует ребенка к деятельности и также способствует его развитию.

Последствия дефицита игры

Учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учебе у первоклассников связано в первую очередь с низким уровнем произвольности поведения и познавательных процессов, с задержкой в развитии мелкой моторики рук, недостаточным развитием функций внимания, слухового восприятия, слуховой памяти, связной речи. Все эти навыки можно и нужно формировать в игре, в которой ребенок заинтересован самым естественным образом, ведь мотивация играет ведущую роль в процессе познания. При этом недостаток игры в жизни маленького ребенка может иметь серьезные последствия:

  • нервное и умственное истощение;
  • замедление когнитивного и эмоционального развития ребенка;
  • депрессия в подростковом возрасте;
  • сложности в адаптации к новым условиям;
  • слабый самоконтроль;
  • сложности в отношениях с ровесниками, зачастую и со взрослыми.

Виды игр

Каждый отдельный вид игровой деятельности формирует разные навыки и умения.

Математические игры развивают аналитическое мышление, учат ребенка сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами. Это очень важный навык, так как обучение в начальной школе построено на выполнении алгоритмов и инструкций. Если ребенок научится их соблюдать, ему будет легко учиться.

Сюжетно-ролевые игры способствуют познанию окружающей действительности, развитию познавательных способностей, любознательности. Они являются способом моделирования внешнего мира и его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий с другими людьми. Такие игры предполагают не заучивание информации, а применение своих знаний на практике.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов развивает логическое мышление и когнитивные способности, воображение и фантазию. Многие дети любят сами сочинять загадки.

Конструкторские игры благотворно сказываются на развитии мелкой моторики, логического мышления, пространственной координации, обучают трудовым навыкам, действиям по схеме.

Игры драматизации (спектакли, сценки) развивают память, потому что в них ребенку необходимо выучить какую-то роль, точно передать эмоции, чувства героя.

Играем вместе

Самую большую пользу развитию ребенка приносят совместные со взрослым игры. При этом родителям необходимо соблюдать некоторые условия:

  • занимать в игре позицию равноправного партнера;
  • четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
  • проявлять интерес к действиям peбенкa;
  • варьировать задания и правила игры;
  • поощрять победителя игры.

Никогда не следует отказываться поиграть с ребенком, даже если некогда. Обязательно нужно найти (лучше заранее) время для совместной игры.

Желательно подбирать игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, так как интерес падает и в том, и в другом случае.

Необходимо подробно объяснять правила игры и быть объективным в оценке игрового результата. Важно поддерживать ребенка, если игра «не клеится», хвалить за честное стремление к победе.

Можно и нужно придумывать новые игры вместе с ребенком и давать ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

Занимаясь дома с ребенком, важно почаще брать себе роль ученика, а не учителя и задавать ребенку различные вопросы.

И самое главное — помнить, что игра — это деятельность, свободная от принуждения. Она должна приносить удовольствие, тогда положительные результаты не заставят себя ждать.

Вебинар Галии Вахитовой «Игровые методы в процессе подготовки детей к школе» можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях