В процессе запоминания главное — интерес и эмоции
О том, какие виды памяти бывают и как развить способность ребенка усваивать информацию, рассказывает методист дошкольного образования Лидия Дёмина.
Родители и учителя часто жалуются на плохую память ребенка, особенно в начальной школе. Первоклассник не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день, что говорила учительница на уроке. В то же время взрослые отмечают, что рекламу, например, их ребенок запоминает великолепно.
Дело в том, что в первом случае (со школой) требуется запоминание произвольное, а во втором действует непроизвольный механизм запоминания, основанный на эмоциях и интересе. Давайте разбираться!
Такая разная память
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение информации спустя несколько десятков секунд после ее поступления) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительный промежуток времени).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают в момент запоминания, говорят о зрительной, слуховой, эмоциональной памяти.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных, увиденных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид памяти — фотографический. Вспомнив что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок словно снова видит это перед глазами и может описать подробности.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разных звуков, слов, мелодий. В отдельных случаях, когда ребенок запоминает словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя услышанное. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно дошкольнику, он в основном узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память, основанная на переживаниях. Например, отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность. И наоборот, положительные — тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.
На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала. То, что у ребенка вызывает эмоциональный отклик, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка зазубривать материал, но малыш все равно не запоминает. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания, не вызывая у него интереса.
Мыслю — значит существую
Помимо положительных эмоций и интереса, важную роль в процессе запоминания играет мыслительная деятельность, без опоры на которую никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка.
Именно поэтому так важно для развития памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память, которая предполагает мыслительную деятельность до начала процесса запоминания.
Навыки смыслового запоминания очень важны для ребенка. Они позволяют ему не механически, а аналитически запоминать материал. Таким детям легче учиться не только в первом классе, но и в средней и старшей школе. Смысловая память — это инструмент активно мыслящего человека.
Развитием памяти можно начинать заниматься с раннего возраста в игровой форме и занимательной манере.
Игры для развития памяти
«Посмотри — запомни — назови»
Ребенку показывают один раз на 10 секунд картинку, на которой изображены разные предметы: чайник, ложка, кувшин, чашка, банка и т. п. После этого изображение убирают и просят малыша назвать то, что он запомнил.
Опираясь только на зрительную память, дети запоминают обычно 3–5 предметов. Повторные показы могут увеличить количество предметов, которые удалось запомнить, на 1–2, но и одновременно вызвать при этом чувство усталости, тревоги, нежелания запоминать.
Для того чтобы ребенок не терял интереса к игре, используйте приемы смыслового запоминания. Сначала предложите малышу вместе с вами составить маленький рассказ по картинке об увиденных предметах. Начните сами: «Мишка пришел к Зайке в гости и принес баночку варенья». Попросите ребенка придумать продолжение. Например: «Зайка налил молока в чашку, взял ложку, а Мишке предложил чаю из чайника».
Если вам удалось составить совместно с ребенком рассказ или просто описать изображенные предметы, да еще и с эмоциональной окраской, то продуктивность запоминания увеличится до 8 предметов (для детей 3–4 лет) и до 10 предметов (для пятилетних детей).
Возможно применение логического приема запоминания — по признакам, по выделению отличительных черт и свойств предметов. Например, ложка предназначена для еды, книга — для чтения и т. д.
Обычно процессы запоминания с использованием различных приемов нравятся детям, так как они носят занимательный, увлекательный характер.
«Я положил в мешок»
Родитель говорит: «Я положил в мешок яблоки». Ребенок повторяет: «Я положил в мешок яблоки» — и добавляет: «И бананы». В результате получается цепочка слов, каждый раз увеличивающаяся на одно слово.
В таких играх не важно, кто стал победителем. Главное, чтобы ребенок развил способность запоминать.
«Фотоаппарат»
Предложите ребенку стать фотографом и «сфотографировать» предметы. Затем закрыть глаза и перечислить всё, что удалось запомнить.
Таким образом можно развивать не только память, но и внимание.
Важно: ребенок лучше запоминает то, что ему интересно.
Выбирайте для игры картинки, слова, темы, которые заинтересуют ребенка.
«Каскад слов и цифр»
1. Огонь.
2. Дом, молоко.
3. Конь, гриб, игла.
4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
Попросите повторить за вами слова. Пусть сначала ребенок объяснит значения слов. Если ваш малыш справился с 2–3 рядами, двигайтесь дальше.
В эту игру можно играть и с цифрами:
1) 6;
2) 2, 8;
3) 3, 7, 1;
4) 6, 3, 9, 1;
5) 8, 1, 4, 9, 6.
Другие полезные приемы
Если ребенок затрудняется повторить слова, фразы, стишок, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок (как сможет). Это поможет малышу вспомнить прочитанное или сказанное взрослым.
Прочитайте небольшой рассказ и попросите ребенка его пересказать. Если малыш не смог, прочтите текст еще раз и задайте вопросы по содержанию. В этом случае ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность — значит запоминает. Попросите его снова пересказать услышанное, и вы убедитесь в том, насколько рассказ ребенка стал точным.
В стремлении развивать память ребенка имейте в виду: независимо от успехов малыша в запоминании, перегружать его память вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных ребенку вещей. С хорошей памятью малыш может запомнить и таблицу Менделеева, только это окажется пустым знанием, которое будет вызывать у него лишь беспокойство и напряжение.
Ежедневное выучивание маленьких стишков, потешек, чтение книг, сказок, просмотр мультфильмов, наблюдения за природой, обсуждение прошедшего дня принесут гораздо больше пользы и развитию памяти ребенка, и установлению тесной эмоциональной связи с ним. А это и есть самое важное.
Фото: Коллекция/iStock