Зачем взрослым учиться играть
Доверие и контакт — залог близких отношений и полноценного общения между родителями и ребенком. О том, как наладить взаимодействие с детьми при помощи игровой терапии, рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.
Ребенок часто не может вербально выразить свои чувства и мысли. Столкновение с какой-то проблемой вызывает в нем разные эмоции, которые могут выливаться в агрессию, непослушание, истерику. При этом малышу крайне необходима реакция взрослых.
Зачастую причины поведения ребенка, которое не нравится его родителю, заключаются в том, что родительская реакция, пусть и негативная, зато искренняя, дороже иллюзии спокойных добрых отношений без реальных чувств в основе. Это особый способ близости в отношениях «родитель — ребенок», причем, как правило, отношения с матерью играют бóльшую роль, чем с отцом. Как можно развить здоровую близость и взаимопонимание между родителем и ребенком?
Научный подход к игровой ситуации
Методика построения и развития отношений через игру А. Крафта и Г. Лэндрета подробно описана в книге «Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка».
Главная задача предлагаемого метода — игровой терапии, центрированной на ребенке, — заключена в выстраивании отношений и близости, где было бы пространство для самостоятельности ребенка (и взрослого). Через особое поведение в игре родитель может лучше узнать, что же на самом деле беспокоит его сына или дочь. А ребенок сможет изменить свое поведение, выразив и получив принятие своих переживаний от родителя.
Г. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений»
Для каждого участника игры будет полезно учиться обращаться со своими чувствами и осваиваться в пространстве между рамками и вседозволенностью. Хотя предлагаемый метод и называется центрированным на ребенке, ответственным взрослым в этой ситуации остается родитель, и именно ему нужно создавать условия и ограничения, вкладываться эмоциональным ресурсом и выдерживать, возможно, непростое время, которое полностью будет посвящено ребенку.
Правила игры
Идея игровых занятий заключается в том, что пара «мама — ребенок» один раз в неделю в течение получаса играет определенным набором игрушек по определенным правилам. Авторы метода считают подходящим возраст ребенка от 2 до 10 лет. Предполагается несколько недель игры (и более), без пропусков. После некоторого количества игр можно включить в процесс отца третьим игроком, по желанию ребенка или обоюдному согласию.
Во время игры никто не должен беспокоить играющих, телефоны также нежелательны: ничто и никто не отвлекает маму и ее ребенка в процессе их особенной игры. Играть желательно не в детской комнате, чтобы ребенок не обращал внимания на другие игрушки и, кроме того, понимал исключительность этого времени, проводимого вместе со взрослым. От родителя требуется полное включение и сосредоточение внимания на ребенке, одобрение (в рамках установленных правил) и спокойная реакция на все, что будет делать ребенок.
Пользоваться предлагают определенным набором игрушек, которые должны храниться отдельно от других все то время, пока мама с ребенком будут играть по данному методу. Необходимые игрушки отличаются тем, что дают свободу для фантазии, не подчинены жестким правилам игры с ними (например, настольные игры для этого не подходят). Также нельзя добавлять новые игрушки в набор по мере проведения игр. Вот полный список примерного набора, который подходит под требования свободы выражения:
- глина, бумага, цветные карандаши, ножницы (безопасные), нож (игрушечный);
- бутылочка с соской, кукольная семейка;
- солдатики, машинки;
- куклы би-ба-бо (куклы с головой и платьями в виде перчатки, которые надеваются на руку);
- кусающаяся игрушка;
- кукольный домик или картонная коробка, которую можно им представить;
- маска какого-либо героя;
- докторский чемоданчик или игрушечная аптечка, пластырь;
- игрушечные деньги;
- веревка;
- игрушечный телефон;
- дротики, безопасный дартс, липучки и тому подобное.
Принципы проведения игр
1. Время. Для занятия выделяется 30 минут, при этом время не должно отниматься у чего-то другого: любимой секции, прогулки с друзьями, работы, важных разговоров для родителя. Можно выбрать день и время вместе с ребенком, дав ему возможность почувствовать себя полноправным участником процесса еще до его начала. Во время игры родитель не отвлекается ни на что.
2. Вседозволенность в части передачи ответственности за игру ребенку. На полчаса ребенок становится полноправным лидером и делает то, что сам захочет. От родителя требуется не предлагать малышу никаких занятий, даже не намекать, отталкиваться только от посыла ребенка. Даже если ребенок прямо спрашивает, например: «Что мне делать?» — от родителя требуются не указания, а, скорее, принятие и отзеркаливание факта, что ребенок спрашивает, что ему делать, имея при этом полную свободу выбора. Автоматическое желание взрослого немедленно придумать занятие скорее указывает на то, что это обычная ежедневная история, где самостоятельность и инициатива ребенка подавлены.
3. Принятие. Любые действия (в рамках установленных границ) должны приниматься родителем. Для того чтобы позволить ребенку выразить себя, свои переживания, свое отношение к чему-то, родителю нужно выдержать действия ребенка без оценки или страха. С этой целью необходимо научиться различать чувства и действия.
4. Понимание отличия действия и чувства. Например, если ребенок ударил родителя, то признание чувств, права на них и комментарий родителя будут выглядеть следующим образом: «Ты сердишься на меня, но меня нельзя бить, лучше побей игрушку, представив, что это я». А контроль плюс подавление, отрицание чувств выражаются в словах, например: «Ты не можешь меня бить». Второй вариант не способствует работе с детской агрессией. Кстати, если родитель может выдержать желание (не действие!) его ударить, то есть признаёт агрессию по отношению к себе, это облегчает контакт с чувствами ребенка и его здоровую сепарацию от взрослого.
5. Озарение по отношению к проблеме. Как бы ни было важно озарение, само по себе оно не несет ребенку немедленного исцеления. Если в игре разыгрывается действие, объясняющее чувства ребенка, родителю достаточно сказать это словами, и желательно кратко и по делу. Озарения важны и для самого родителя — как понимание происходящего с ребенком.
6. Границы. Основное правило: не бить и не ломать, не причинять физического ущерба. То есть речь идет не только про драку — например, отрезание волос также попадает под ограничения. Занятие подразумевает свободу слов и выражения через них, но здесь возможные ограничения зависят от родителя: может ли он пережить грубые слова ребенка или для него это невыносимо? Если да, то можно этот аспект специально не обговаривать. Если же есть сомнения в себе, то лучше обговорить ограничения по поводу ругательных и грубых слов вместе со всеми правилами.
Еще одно важное ограничение — это время. Самостоятельно ребенок вряд ли прекратит игру, и от родителя требуется спокойная выдержка для соблюдения этого ограничения. Устойчивые временные рамки позволяют ребенку не тратить энергию на тревогу, беспокойство о будущем (вначале эта устойчивость действует в рамках игры с родителем, а затем она перенесется в целом на жизнь). Кроме того, это учит ребенка соблюдению правил как способу регуляции своего поведения; открытому и честному разговору. Возможно, нежелание соблюдать временные рамки вызовет бурю чувств у некоторых детей, а поскольку в текущей особенной игре разрешено выражать чувства, то родитель может узнать и поразмышлять, какие чувства испытывает его ребенок в ответ на ограничения.
Авторы данного метода подчеркивают, что необязательно обозначать правила сразу же, словно ставя ограничение во главу угла и подавляя раскрытие ребенка, можно сообщать их по мере игры. В построении стратегии следует отталкиваться от личности ребенка. Так, робкому и замкнутому человеку сложнее проявить себя, если время для глубокого и близкого общения начинается с обозначения запретов. А вот активному, любящему и умеющему проявить свою агрессию ребенку такие рамки перед игрой помогут быть в безопасном доверительном пространстве.
Беседовала Анна Демина
Фото: Unsplash, Pixabay