Готовимся снова выйти с детьми из дома и вспоминаем, чем можно их занять в разном возрасте
Активные игры необходимы ребенку для нормального физического развития, они укрепляют его уверенность в своих силах и дают много возможностей познания мира. Какие игры подходят детям разного возраста и как обеспечить безопасность ребенка на улице?
Можно ли уже выходить с детьми гулять?
Пожалуй, давно родители не проводили столько времени с детьми, как на самоизоляции. Они лучше узнали друг друга и сыграли в большинство игр, доступных в четырех стенах. Причем во многих семьях благодаря изоляции набор домашних игр заметно расширился. Более того, они стали своего рода способом общения взрослых и детей.
Во многих регионах уже можно выходить на семейные прогулки, хотя и с оговорками. В основном эти ограничения касаются количества людей (максимум два человека, не считая детей) и социальной дистанции (1,5–3 метра — в зависимости от региона). Если среди ваших соседей есть семьи с маленькими детьми, которые тоже серьезно относятся к ограничению контактов, можно объединиться и вместе научить детей неконтактным, но увлекательным забавам из нашего детства, например, старой игре в секретики.
За время самоизоляции от уличной жизни немного отвыкли и взрослые, и дети. Поэтому, возвращаясь на свежий воздух, нужно быть особенно осторожными, чтобы избежать не только заражения, но и травм.
В теплые дни особенно хочется выйти поиграть с детьми на свежем воздухе, пусть пока еще не так много мест, где это можно сделать безопасно. Среди подходящих вариантов — лес недалеко от городского дома, дом в деревне или дача.
Если парки в вашем городе уже открыты, старайтесь находить время для прогулок там, особенно если детские площадки еще под запретом. В парке у ребенка будет еще больше места для бега, катания на велосипеде, самокате и других активных занятий. А дорога в парк и обратно — это возможность познакомить ребенка с правилами дорожного движения и показать ему пример безопасного поведения на улице.
Чем полезны игры на улице
Игры на свежем воздухе способствуют физическому развитию, но не только — они помогают ребенку познавать мир и позволяют чувствовать себя в нем более уверенно.
Маленьким детям открытое пространство просто необходимо: оно дает им ощущение новизны, ожидание приключений и открытий, позволяет исследовать окружающий мир в собственном темпе. Во время игр и активных занятий малыши испытывают свои силы, проявляют способности и приобретают уверенность в себе. С ними рекомендуется гулять несколько раз в день.
На улице у детей достаточно места для бега, прыжков, футбола, поединков, пряток, салочек и других игр, которые требуют простора. Такие нагрузки необходимы для здоровья и полноценного физического развития ребенка.
Для детей, которые много времени проводят перед экранами, игры на улице особенно важны: они снижают риск развития близорукости. А время, проведенное на солнце, ценно тем, что стимулирует выработку в организме витамина D.
Дети младшего возраста требуют постоянного присмотра и родительского внимания. Чем старше они становятся, тем больше самостоятельности можно им предоставить. Иногда достаточно просто выпустить их из дома в безопасное пространство и дать возможность придумывать собственные игры.
Какие игры понравятся детям в разном возрасте
Младенцам
Вот несколько идей для занятий с самыми маленькими:
- постелить на траве одеяло, полотенце или коврик для пикника, положить ребенка на живот; пусть рядом будут игрушки, мяч, кубики или другие интересные ему предметы;
- дать ребенку поползать по траве, используя садовую мебель в качестве препятствий, под (или над) которыми ему будет интересно пролезать;
- показывать малышу разные цветы, следить вместе, как раскачиваются ветви деревьев, слушать шелест листьев и пение птиц;
- узнавать о повседневной жизни на улицах: рассматривать машины, уличные знаки или сигналы светофора.
Детям от 1 года до 3 лет
Малыши, которые уже умеют ходить, очень любознательны, они стремятся изучать мир вокруг и не упускают возможности проверить, на что способны. В этом возрасте игры на свежем воздухе могут включать в себя:
- игры с мячом;
- перекатывание, толкание и другие манипуляции с игрушками и различными предметами (таким образом дети изучают их физические свойства);
- ходьбу или бег вокруг деревьев, прыжки (через камни, лужи или трещины в асфальте);
- пускание мыльных пузырей и погоню за ними;
- игры с песком или водой (при этом никогда не оставляйте детей у воды без присмотра).
Многие дети младшего возраста любят «помогать» родителям, повторяя за ними все движения. А значит, можно внести элемент игры в уличные занятия. Например, привлечь ребенка к прополке, подметанию дорожек, поливу клумб и грядок, развешиванию мокрой одежды на просушку. А если на участке или поблизости есть песочница, выбор занятий для малыша будет еще шире.
Дошкольникам
Дети в этом возрасте активно учатся взаимодействовать с окружающими, поэтому на первый план выходят ролевые игры. Максимально отвечают задачам этого возраста:
- игры в догонялки или прятки;
- хождение по бревну, лазание по поваленным деревьям;
- сбор и изучение разноцветных листьев, цветов, необычных камней;
- приготовление куличиков и другие «кулинарные» игры (их можно сделать еще интереснее, если использовать старую кухонную утварь);
- задача прислушиваться к звукам природы на прогулке (пробуйте описывать все, что слышите, и предложите ребенку сделать так же);
- строительство домика из коробок, ящиков или садовой мебели.
Подрастая, дети все увереннее лазают по деревьям и проявляют больше изобретательности в выборе материалов для строительства домиков.
В 6–7 лет неструктурированные игры можно постепенно дополнять более структурированной активностью, например, приобщать ребенка к спорту. Благодаря четким правилам спортивных игр дети учатся соблюдать договоренности и сотрудничать, особенно если дело касается командных видов спорта. Чем ближе школа, тем выше потребность детей в играх с правилами.
Ненастная погода не должна стать помехой для прогулок на воздухе, достаточно подобрать ребенку подходящую одежду. Игры в разных условиях знакомят детей с разными проявлениями природной стихии, приучают тело приспосабливаться к изменениям температуры и влажности.
Переменчивая погода обогащает детский игровой опыт, помогает развивать воображение, служит стимулом для творчества. Попробуйте во время прогулок под зонтиком вместе с ребенком понаблюдать, как листья плавают в лужах или как в них отражается небо. Не бойтесь разрешить ребенку попрыгать в резиновых сапогах через лужи — а может, даже в них.
Безопасность не в ущерб свободе
Для родителей естественно тревожиться о безопасности детей. Конечно, на улице у них меньше возможностей контролировать ребенка, чем в помещении, даже если держать его в поле зрения. Но при этом именно на улице, особенно на природе, ребенок чувствует себя более свободным, может действовать более активно и творчески, получать больше радости от игры.
И хотя любые игры за пределами дома связаны с дополнительным риском, он не должен стать препятствием для развития детей. Благодаря играм на открытом пространстве дети раздвигают границы собственных возможностей: бегают все быстрее, решаются залезть повыше, прыгают дальше, более ловко управляются с мячом, прыгалками, деревянными мечами или водяными пистолетами.
Желание сделать то, что раньше не получалось, или превзойти в ловкости приятеля часто приводит к царапинам и ушибам, а иногда и к более существенным последствиям. Стараясь по возможности подстраховать ребенка, объяснить ему правила техники безопасности, родители все-таки вынуждены смириться с риском, без которого нет развития.
Даже в неприятных ситуациях есть смысл: они помогают ребенку лучше оценивать свои силы, учиться на ошибках, проявлять упорство, восстанавливаться после неудач. Если же родители всячески оберегают малыша от такого опыта, то в более старшем возрасте он будет чувствовать себя неуверенно и рискует травмироваться более серьезно.
«Экстремальный» игровой опыт, который дети получают, лазая по деревьям, детским площадкам, игровым сеткам и веревочным конструкциям, не только приносит удовольствие, но и необходим для развития. Когда дети сталкиваются с игровыми ситуациями, несущими в себе риск, они узнают, на что способны, получают новые навыки, учатся самостоятельно справляться с проблемами и обретают уверенность в своих силах.
Источник:
Портал о воспитании детей RaisingChildren