background picturebackground picture

Группы детей с ОВЗ и варианты их обучения

Особые дети

1471

В школе или дома, вместе или отдельно

Обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последнее время уделяется все больше внимания. Сегодня многие родители особых детей стараются не ограждать от внешнего мира своего ребенка, а, наоборот, приобщать его как можно раньше к такой же жизни, какую ведут его ровесники. В Российской Федерации право на получение образования имеют абсолютно все жители страны.

Дети с особенностями развития могут обучаться в любых учебных заведениях по специальному плану занятий, разрабатываемому специалистами, и при создании особых условий. Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. С помощью образовательной и коррекционно-воспитательной работы учебных заведений возможно преодолеть многие нарушения, вызванные проблемами со здоровьем.

Группы детей с ОВЗ

Детям с ОВЗ для получения качественного доступного образования необходимо создать специальные условия (Закон об образовании Российской Федерации).

Специалисты выделяют несколько групп детей с ОВЗ (ст. 79 ФЗ-273):

  1. Нарушение зрения. Незрячие или слабовидящие дети.
  2. Нарушение слухового аппарата. Глухие, слабослышащие дети, а также дети с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата.
  3. Задержка психического развития. Дети с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций.
  4. Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.
  5. Тяжелые нарушения речи. Дети с любыми сложными нарушениями коммуникативных функций, приводящими к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, к невозможности чтения или заиканию. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне.
  6. Проблемы с опорно-двигательной системой. Дети с нарушением работы ЦНС, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.
  7. Расстройства общения или поведения. Дети с психологическими особенностями: расстройства аутистического спектра, сложности общения со сверстниками, гиперактивность или недостаток внимания.
  8. Комплексные нарушения. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка.

Формы обучения детей с ОВЗ

Существуют разные варианты форм образования детей с ОВЗ (п. 27 статьи 2, часть 4 статьи 79 ФЗ-273). Они направлены на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся на всех уровнях общего и профессионального образования.

В школе или дома?

Очная — имеет право на нелинейное расписание (чередование уроков и коррекционных занятий в первой половине дня); может иметь дополнительный выходной день, каникулы.

Очно-заочная — распределение часовой нагрузки между очными организационными формами (уроками, занятиями) и заочными (работа с использованием современных сетевых образовательных ресурсов).

Заочная — дистанционное образование; надомное обучение (полный учебный план) — требуется заявление родителей, подтвержденное решением врачебной комиссии.

При надомной форме обучения в соответствии с Приказом Минобрнауки России (от 2 сентября 2013 г. № 1035) учебная нагрузка определяется индивидуально. Максимальная нагрузка составляет от 21 часа в 1 классе до 37 часов в 11 классе.

Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение части уроков в школе).

Отдельно от других детей или вместе с ними?

С учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей дети с ОВЗ могут обучаться

  1. в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (например, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (СКОУ));
  2. в отдельных классах, группах (например, в коррекционных или ресурсных классах общеобразовательных организаций); 
  3. совместно с другими обучающимися (в условиях инклюзии).

Выбирают образовательную организацию (ст. 44 ФЗ-273) родители или законные представители, которые решают, где обучать ребенка с ОВЗ — в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе, коррекционном классе или инклюзивно в общеобразовательной школе. Родители также могут выбрать семейное обучение, то есть не в образовательной организации.

В коррекционную школу или коррекционный класс ребенка могут зачислить только по заявлению родителя и только при наличии рекомендации ПМПК на обучение по адаптированной программе.

В приеме в образовательную организацию может быть отказано только при отсутствии в ней свободных мест. Исключением являются случаи, когда при приеме в организацию установлены особые требования (творческие или интеллектуальные испытания при конкурсном отборе, требования к состоянию здоровья) (ст. 67 ФЗ-273).

Поделиться в соцсетях