background picturebackground picture

Готовимся к детскому саду

Раннее детство

Дошкольники

371

Роль родителей в процессе адаптации ребенка

Рекомендации о том, как облегчить малышу переход к новому жизненному этапу — посещению дошкольного учреждения и как родителям справиться с собственным волнением по этому поводу, чтобы не навредить ребенку, дает психолог Ирина Плеханова.

Период стресса

Адаптация ребенка в детском саду — это приспособление его к новым условиям существования, к неизвестному ему пространству, режиму дня, характеру питания, а также к новому социальному окружению и новым отношениям (межличностным и коллективным).

Ребенок в момент адаптации находится в состоянии повышенного стресса. В этот период у него происходит регресс навыков (малыш временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.), ухудшаются сон и аппетит. Ребенок выглядит подавленным, вялым, заторможенным. Он часто капризничает, устраивает истерики по любому поводу.

У одних детей адаптационные проблемы начинаются сразу, у других — спустя 2–3 недели, а у третьих они могут не наблюдаться, внешне не проявляться, но это не значит, что ребенок не испытывает стресса и не проходит период адаптации.

Протекание процесса приспособления связано со многими факторами и зависит от индивидуальных адаптивных возможностей каждого организма.

Пугаться этих изменений и сразу поднимать тревогу не нужно. Данная ситуация вполне нормальна. Таким образом организм ребенка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Три степени адаптации

Различают легкую, среднюю и тяжелую степень адаптации к детскому саду. При оценке степени адаптации следует обращать внимание на такие показатели, как эмоциональное состояние ребенка, взаимодействие его со сверстниками и со взрослыми, сон, аппетит, имеющиеся навыки самообслуживания. В зависимости от того, насколько быстро по времени приходят в норму эти показатели, и различают степень адаптации.

Легкая степень: состояние нормализуется в течение 2–4 недель. Если этот процесс растянулся на месяц-полтора, то в данном случае речь идет о средней степени адаптации. Тяжелая степень адаптации длится 2–3 месяца.

Но существует еще такой термин, как «дезадаптация», когда ребенок никак не может привыкнуть к саду, непрерывно болеет, истерит, идет в сад и очень долго там не успокаивается. Дезадаптация встречается крайне редко, и проблема в таких ситуациях кроется, как правило, в методах воспитания со стороны родителей, проявляющих гиперопеку по отношению к ребенку.

Что влияет на процесс

На то, как будет протекать адаптация у ребенка, влияет множество факторов.

  1. Возраст ребенка. До 3 лет адаптация проходит тяжелее, потому что в силу норм развития, характерных для этого возраста, ребенок еще очень сильно привязан к родителям, в основном к маме. По достижении трехлетнего возраста малыш начинает отделяться от родителей, и лучше, чтобы он шел в детский сад именно в это время.
  2. Состояние здоровья. Если ребенок и до поступления в детский сад часто болел, то в саду он начнет болеть еще чаще.
  3. Уровень развития умений и навыков. Ребенку, который обладает пусть и минимальными навыками самообслуживания, в период адаптации будет легче.
  4. Уровень социализации. В детском саду ребенку придется контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже будет такой опыт. Этот опыт берется из общения на детских площадках, походов в гости, к бабушке, в магазины.
  5. Особенности нервной системы ребенка. Более восприимчивым и эмоциональным детям адаптация дается несколько труднее.
  6. Атмосфера в семье. Нестабильная обстановка в семье (скандалы, ссоры, натянутые отношения) добавляют переживаний ребенку и усиливают стресс.
  7. Личность воспитателя. Большое значение в оценке личности воспитателя имеет настрой родителей. В основном, конечно, в детский сад идут работать люди, любящие детей, поэтому стоит относиться к ним с уважением и доверием.
  8. Количество детей в группе. Чем больше детей в группе, тем ребенку сложнее адаптироваться. Но не стоит этого пугаться. Со временем все нормализуется.

Памятка для родителей

  • К детскому саду ребенка нужно готовить заранее. Покажите малышу здание детского сада, в который вы собираетесь пойти, участок, на котором он будет гулять вместе с другими детьми. Познакомьтесь с воспитателями. Это не запрещено, а, наоборот, даже приветствуется. Все эти приготовления минимизируют страх ребенка перед посещением детского сада.
  • Чем больше ребенок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации. Как познакомить с ними ребенка? В детский сад можно поиграть, ведь ведущий вид деятельности дошкольника  игра. Это означает, что все знания и навыки маленькие дети усваивают только через игру.
  • Способность ребенка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей. Если взрослые сами переживают, тревожатся, накручивают себя, нервничают, то эти негативные чувства обязательно передадутся ребенку, и он тоже будет нервничать и беспокоиться. Лучше всегда говорить о детском саде спокойно, доброжелательно, с положительным настроем, развивая тем самым у ребенка уверенность в том, что ничего страшного с ним не произойдет.
  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока еще не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребенка. Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.
  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к рациону и распорядку дня детского сада, даже во время выходных и праздников.

Правила успеха

  1. Привыкание ребенка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  2. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребенка в детский сад.
  3. Ребенок в первые дни должен оставаться в детском саду 1–2 часа. Хорошо, если это время совпадет с утренней прогулкой.
  4. Увеличивать время пребывания ребенка в группе нужно постепенно, с учетом рекомендаций воспитателя.
  5. Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада. Если ребенок заболеет, маме или папе необходимо остаться с ним дома. Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребенка начинается заново. А значит, могут вернуться такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слезы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
  6. Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное  своего ребенка.
  7. Необходимо предупредить воспитателя обо всех особенностях поведения ребенка, его привычках и склонностях.
  8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь, как ребенок вел себя в течение дня.

Чего делать не следует

  • Сидеть в раздевалке, пока ребенок находится в группе.
  • Уходить тайком, не попрощавшись с ребенком.
  • Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
  • Оставлять ребенка на целый день после долгого перерыва.
  • Негативно отзываться о воспитателях и дошкольных учреждениях.
  • Обманывать ребенка: говорить, что скоро заберете его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
  • Приводить больного ребенка в детский сад.
  • «Подкупать» ребенка сладостями и игрушками за его пребывание в саду.

Если что-то идет не так

В случае, если процесс адаптации затягивается или вы чувствуете, что не справляетесь с проблемой самостоятельно, нужно обратиться к специалисту. Прежде всего к психологу той дошкольной организации, которую вы посещаете. Он поможет выявить причину трудностей и устранить ее.

В любых сложных ситуациях можно позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Вебинар Ирины Плехановой можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях