background picturebackground picture

Готовим детей к выбору профессии правильно

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

Особые дети

19

Как помочь ребенку с ОВЗ стать успешным в будущей специальности

Выбор профессии для молодых людей, особенно с ОВЗ, — это залог того, что они станут после окончания школы или колледжа жить полноценной успешной жизнью. Совет, какую профессию выбрать ребенку, мы сегодня давать не будем. Можно дать перечень специальностей, которые может освоить молодой человек с ОВЗ, но это никак не будет учитывать его индивидуально-личностные особенности, интересы, возможности для этого в конкретном регионе России. Поэтому сначала нужно понять, какие качества, какие компетенции, навыки нужны ребенку, чтобы он вообще мог трудоустроиться на открытом рынке труда. Об этом рассказывает доктор психологических наук, доцент Юлия Быстрова, заведующая научной лабораторией Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ.

Треугольник готовности к профессии

Рассмотрим некий условный треугольник готовности к профессии, который должны учитывать родители:

  • ваш ребенок что-то может — это одна грань треугольника;
  • этого же он и хочет — вторая грань;
  • какую работу он сможет найти на открытом рынке труда в вашем регионе с такими навыками, качествами, знаниями и желанием — третья грань треугольника.

Вот эти три грани, три составляющие — это то, что нужно формировать и воспитывать в детях уже с детского сада и начальной школы. Нужно обратить внимание на то, что интересно ребенку, в чем он силен, на что он способен, и не ставить перед ним высокую планку, потому что ваши профессиональные ожидания могут не оправдаться, быть достаточно сложными для ребенка с ОВЗ и привести к психическим срывам, отказу от деятельности и усугублению болезни. Поэтому рекомендуется обратить внимание на формирование таких навыков, которые будут полезны в любой профессии.

Навыки, полезные в любой профессии

Умение выполнять задачу по заданному алгоритму

Первый навык — это умение выполнять задачу по заданному алгоритму. Алгоритм в любой деятельности состоит из нескольких последовательных задач. После каждой выполненной даже маленькой задачи родителям нужно включать в алгоритм контроль за выполнением работы. Сначала ваш контроль, потом плавно перейти к совместному с ребенком контролю и, наконец, самоконтролю ребенком собственных действий. Далее нужно отработать переход от одного действия к другому, учить удерживать задачу, помнить, что после контроля первой задачи следует вторая.

Алгоритм может быть любой: от похода в магазин или уборки в комнате до решения математической задачи и выполнения школьного проекта.

Социальные навыки

После формирования алгоритма нужно посмотреть, насколько ребенок способен этот алгоритм потом перенести в другие социальные условия. И для этого очень нужно развивать определенные социальные навыки.

Если ваш ребенок подвижный, увлекается логистикой (например, с интересом рассматривает карты метро, перерисовывает их), то подумайте о том, что из него может получиться хороший курьер, и для этого ему нужны будут определенные навыки коммуникации и самостоятельного передвижения в транспорте — развивайте их у ребенка. Просите отвезти вас в поликлинику, школу, музей — пусть он сам планирует маршрут и везет вас, а не вы его. Попросите его пересказать свой день, описать подробно маршрут, последовательность действий при выполнении задания или приготовлении завтрака, задавайте вопросы, чтобы ребенку приходилось отвечать на них, для решения бытовых задач обращаться к вам за помощью, оказывать ее вам самостоятельно.

Если ребенок любит монотонную работу, то нужно выработать дополнительно навык умения работать под руководством, четко слушать инструкцию. Таким образом вы сможете с детского сада и начальной школы научить ребенка планировать, прогнозировать результат и пошагово его достигать, расширяя каждый раз его умения и навыки. И тогда ваш ребенок найдет ту работу, в которой он будет успешен. Личность развивается исключительно в деятельности, и деятельность эта должна быть коллективной и успешной.

И если вы сможете обеспечить успех своему ребенку в той деятельности, которая ему нравится и подходит по психологическим особенностям, то обеспечите его развитие.

Самостоятельность и ответственное отношение к деятельности

Также очень важно у ребенка воспитывать самостоятельность и ответственное отношение к деятельности. Это тоже нужно начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. Самая большая сложность в работе с выпускниками школ и колледжей с ОВЗ и их трудоустройстве на открытом рынке труда состоит в том, что они часто перекладывают ответственность на других, не могут работать в режиме и не выполняют задания самостоятельно, если у них по какой-то причине закончились, например, комплектующие детали, упаковка, отключился мобильный навигатор, дана нечеткая инструкция и т. д. При этом они не догадываются, что можно попросить о помощи.

С чего тут нужно начинать? В алгоритм необходимо ввести самостоятельную подготовку новой деятельности и в конце обязательно ввести контроль за результатами деятельности, таким образом ребенок начнет смотреть на свой результат, сверять его сначала с образцом, а потом с инструкцией и в конце концов выполнять самостоятельно. И после любого выполненного задания контролировать свои действия.

Даже если ребенок все выполняет при помощи тьютора или родителя, давайте ему самостоятельность, просто направляйте в деятельности, не воспитывайте с помощью тьютора «выученную беспомощность».

Что бы это ни было — умывание, приготовление завтрака, совместная работа над поделкой, выполнение домашнего задания, в конце работы обязательно нужно уточнять у ребенка, что сейчас нужно сделать, и ребенок должен знать, что нужно самостоятельно навести порядок, подготовить свое рабочее место к следующему занятию, самостоятельно собрать портфель. Научите ребенка распознавать ситуации, где он может справиться сам, а где обязательно нужно обратиться за помощью.

Умение обращаться за помощью

Научите обращаться за помощью — это пригодится как в профессиональной деятельности, так и в самостоятельной жизни в социуме. Если вы начнете формировать такие навыки у ребенка с детства, то в алгоритм выполнения любого — учебного, бытового и трудового — задания войдет эта самостоятельность.

Только самостоятельный сотрудник всегда сможет претендовать на работу на открытом рынке труда, в противном случае он всегда останется в рамках тьюторского сопровождения и не будет способен работать самостоятельно, а значит, навсегда останется в условиях социальной занятости или вообще дома без работы.

Воспитанные с детства навыки и компетенции позволят ребенку с ОВЗ работать. Не важно кем — сборщиком, упаковщиком, кондитером, поваром, курьером, швеей и т. д., но он будет успешен в этой деятельности, а значит, благополучен. Ни у него, ни у вас не будет завышенных ожиданий и психических срывов от их недосягаемости. А главное, он не бросит эту работу, не уйдет с нее из-за того, что ему там сложно и тяжело, он не получит там моральной травмы, вызванной отказом на собеседовании или увольнением. Он в своей работе будет ловок и умел и сможет стать профессионалом, потому что она ему доступна.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях