background picturebackground picture

Гаджеты или живое общение: ищем золотую середину

Цифровая среда

109

Выделить дома зоны, свободные от смартфонов и ноутбуков, и определить время для совместных дел

Многие взрослые сегодня не расстаются с телефонами. Что уж говорить о детях, которые видят вокруг гаджеты с рождения. Чтобы домашнее общение не стало целиком виртуальным, семьям приходится создавать собственные правила цифровой гигиены.

Баланс между запретом и отсутствием контроля

Маленькие дети считают правильным все, что исходит от родителей, — когда те дают ребенку гаджет, у него формируется установка, что это хорошо. Для родителей устройство — своего рода удобная награда, которую ребенку можно дать или нет, а для детей — интересная штука, с которой много времени проводят папа и мама. Во многом именно поэтому гаджеты для них обладают особой привлекательностью.

Тем временем педиатры связывают чрезмерное использование гаджетов и рост времени, которое дети проводят перед экраном, с недостатком сна, детской и подростковой агрессией, другими проблемами в поведении и обучении.

Однако в попытке полностью запретить пользоваться смартфоном и другими гаджетами родители рискуют пойти на конфликт с ребенком и утратить взаимопонимание. К тому же смартфон — необходимая часть современной жизни. Он нужен в том числе для поиска информации, выполнения домашних заданий, организации школьных мероприятий и встреч с друзьями.

Для представителей поколения Z (к нему относят людей, родившихся примерно между 1997 и 2015 годами) гаджеты подобны новому органу чувств, объединяющему их с глобальной сетью. Они выросли вместе с интернетом, это естественная и неотъемлемая часть их жизни. Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что у 97% представителей поколения Z есть мобильный телефон, и 78% из них считают его основным устройством для доступа в интернет. Иными словами, большая часть социализации современных подростков происходит через интернет. Отнять гаджет — все равно что изолировать ребенка от мира.

Воспитываем на собственном примере

Лучший способ приучить детей к разумному использованию гаджетов — установить домашние правила, которые будут соблюдать все члены семьи. Многие из нас даже не осознают, сколько времени они погружены в свои телефоны и другие устройства. Правила будут работать, только если родители смогут сами удержаться от гаджетов. Кстати, чтобы у ребенка было меньше поводов обращать внимание на гаджеты, лучше не «зависать» при нем в телефоне/планшете, а выделить для этого другое время. В большинстве случаев новости, комментарии и лайки могут подождать пару часов.

Символической перезагрузкой для всей семьи может стать простое выключение электронных устройств, например, на выходных. Ограничить время, которое ребенок проводит у экрана, тоже необходимо. Детям от 2 до 5 лет педиатры рекомендуют позволять пользоваться цифровыми медиа не больше 1–1,5 часов в день. Родителям желательно смотреть мультфильмы вместе с ребенком и наблюдать за тем, как он играет в простые игры, объясняя и обсуждая происходящее на экране. С детьми школьного возраста все более индивидуально, однако всегда можно найти компромисс.

Предложить альтернативу и проводить время вместе

Предложите детям достойную альтернативу. В интернете нет запахов, прикосновений, живых интонаций и невербального общения. Гаджеты не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. Ограничивая пользование ими, освободившееся время нужно заполнять занятиями, в которых дети получат то, что технологии никогда не дадут.

Постарайтесь объяснить ребенку, что последний час перед сном смотреть в экран вредно, это время спокойной подготовки ко сну, разговоров, чтения, тихих игр. Проследите за тем, чтобы ребенок вовремя расстался с гаджетом и поставил его на ночь на подзарядку подальше от своей кровати, лучше — в другой комнате. Также необходимо обеспечить ребенку достаточное время для сна и ежедневной физической активности.

Лучше всего соперничать с привлекательностью компьютерной графики и возможностями, которые дают цифровые технологии, может живое заинтересованное общение с близкими. Если отобрать компьютер, сунуть ребенку книгу или конструктор и пойти заниматься своими делами — это будет не решение проблемы, а злоупотребление властью.

Для того чтобы ребенок научился сам заполнять свой досуг, важно, чтобы близкие взрослые проводили как можно больше времени вместе с ним, занимаясь чем-то интересным. А значит, выбирайте настольные игры, походы, спорт, домашние спектакли, конструкторы и другие занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Если прививать ребенку вкус к реальному миру, то к моменту, когда он научится сам распределять свое время, ограничения виртуального мира будут ему уже хорошо известны.

Выделить свободные от гаджетов зоны

Можно подумать о том, чтобы в некоторых местах в доме или в некоторые периоды никто в семье не использовал гаджеты. Например, отказаться от мобильных устройств во время прогулок, выполнения домашнего задания, в школе или в машине (кроме дальних поездок). Кстати, вопрос о запрете телефонов в школе сейчас активно обсуждается.

Дома больше других для «офлайн-зоны» подходят кухня или столовая. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонов быть не должно. Так у вас появится традиционное место, где можно спокойно поговорить, обсудить домашние дела, спланировать совместное время.

Увы, некоторые взрослые предпочитают экраны общению с семьей, хотя доказано, что использование телефона во время еды может испортить обед или ужин. Согласно результатам исследования, проведенного в Канаде, «зависание» в интернете за столом приводит к небольшому, но заметному снижению удовольствия, и люди начинают чувствовать себя отстраненными от реальности и менее вовлеченными в социальную жизнь.

Исследователи попросили 300 человек пойти поужинать с друзьями или семьей, но не хотели, чтобы участники исследования знали о его цели. Половине группы они сообщили, что те получат в определенный момент во время еды вопрос, связанный с исследованием, по смс и поэтому должны держать свои смартфоны на столе. Другая половина думала, что они ответят на вопросы на бумаге, и им было предложено убрать телефоны со стола.

Когда обе группы ответили на вопросы об удовольствии от обеда, ответы показали явное снижение удовольствия среди пользователей телефонов. Из-за того, что их телефоны просто лежали под рукой, они в итоге использовали их в среднем 11% времени.

Кроме того, с телефоном за столом люди начинают чувствовать себя отстраненными от реальности и менее вовлеченными в социальную жизнь. Это привело к снижению удовольствия от еды и общения, эквивалентному половине балла по семибалльной шкале.

Выбирать полезные ресурсы

Время в Сети принесет всем больше удовольствия и пользы, если выбирать полезные и разнообразные медиа. Определить приложения и источники информации, которые стоят потраченного времени, не так сложно: например, более 80 тысяч приложений в Google Play помечены как образовательные. Среди них можно найти множество бесплатных игр для развития логического мышления, памяти, изучения языка, помощников по школьным предметам. Есть приложения, помогающие освоить программирование, симуляторы строительства мостов и железной дороги — все они развивают инженерные и другие навыки, которые затем ребенок сможет с пользой применять в реальном мире.

 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях