background picturebackground picture

Фотографируем вместе с ребенком: это интересно и очень полезно

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

Особые дети

317

Как фотография укрепляет отношения между детьми и родителями

Совместное хобби  не просто приятное времяпрепровождение. Когда взрослые и дети делают что-то вместе, с удовольствием и радостью взаимодействуя друг с другом, они создают самую большую семейную ценность  тесную эмоциональную связь. Об одном из увлечений, которое подойдет и старшим, и младшим, — о фотографии подробно рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Волгоградского государственного социально-педагогического университета Нина Черникова.

Немного теории

Если посмотреть на фотосъемку не просто как на увлекательное занятие, а взглянуть на фотографию с научной точки зрения, то можно узнать много интересного.

Во-первых, фотодеятельность — это сознательное активное взаимодействие субъекта с объектом посредством фотографий (фотопродуктов).

Во-вторых, фотографирование можно использовать в лечебных целях, и тогда это уже будет фототерапия — лечебно-коррекционное применение фотографий для решения психологических проблем (депрессии, страхов и пр.), а также для развития и гармонизации личности.

Функции фотографии

  1. Фокусирующая. Эта функция связана со способностью фотографии оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, как положительных, так и отрицательных.
  2. Коммуникативная. Данная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации.
  3. Стимулирующая. Она связана с тем, что во время создания или восприятия снимка активизируются разные сенсорные системы, прежде всего зрение. Выбирая объекты для съемки и осуществляя ее, человек активно взаимодействует с миром.
  4. Отражающая. Фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция появляется тогда, когда имеется большое количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая его среда в разных временных ситуациях.
  5. Организующая. Фотосъемка просто немыслима без способности человека сделать выбор и встроить объект восприятия в систему своих личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями.
  6. Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь человеку увидеть смысл поступков, переживаний — как своих собственных, так и других людей, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них.
  7. Экспрессивно-катарсическая функция реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному очищению и освобождению от тягостных переживаний. Если при создании снимков человек находится в кадре, эта функция осуществляется в фотографии за счет выражения чувств посредством позы, мимики, костюма или его атрибутов.

Используя в полной мере все вышеперечисленные свойства фотографии, можно улучшить атмосферу в семье, что положительно скажется на развитии ребенка.

Значение фотографии

  • Представляет собой средство коммуникации — общения с миром и организации внутреннего опыта.
  • Является средством самопознания (с условием появления вдохновения — особенной, радостной встречи с самим собой в творчестве).
  • Создает условия для саморазвития и самоактуализации.
  • Создает «ситуацию успеха».
  • Влияет на активизацию ресурсов, раскрытие потенциала человека.
  • Способствует организации досуга.

Формы фотодеятельности

Пассивная форма — родитель и/или ребенок использует фотопродукты (фотоматериалы), созданные другими людьми: рассматривает фотографии, объединяет фотографии для выставки, создает фотоколлажи и др.

Активная форма — родитель и/или ребенок сам создает фотопродукты: фотографии, фотоистории и др.

Смешанная форма — родитель и/или ребенок использует имеющиеся чужие фотопродукты для создания своих, a также включает в деятельность другие виды (музыка, рисование и пр.).

Как применить эти знания в жизни?

Приемы создания благоприятных условий для совместных занятий

О чем прежде всего стоит помнить родителям, которые хотят привлечь к занятиям фотографией ребенка?

  • Первоначально давать легкодоступные творческие задания.
  • Проявлять интерес к действиям ребенка.
  • Признавать и поощрять множественность альтернативных вариантов применения фотографии, ее изменения. Не бойтесь экспериментировать!
  • Раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного. Обсуждайте с ребенком каждый этап занятия: от замысла до исполнения.
  • Поощрять чувство предвосхищения и ожидания. Говорите обо всех эмоциях, которые сопровождают процесс фотосъемки.
  • «Знакомое снова сделать незнакомым»: рассматривайте фото со всех сторон, открывайте новое.
  • Строить предположения на неограниченных данных: не бойтесь нестандартных решений. Рамок для творчества нет никаких.
  • Не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, искать рациональное даже в этом.

Совместные игры и занятия

Фотоколлаж

Родитель предлагает ребенку совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии.

Тема может быть любой: «Наша весна», «Мы пойдем гулять…».

Для разнообразия можно предложить работать, например:

  • молча;
  • нe используя клей;
  • в рваной технике (когда фото не вырезают, а обрывают по контуру);
  • за компьютером и т. д.

Рваная техника полезна всем: и обычным детям, и тем, у кого есть особенности развития.

Цвета вокруг нас

Родитель предлагает ребенку создать серию фотоснимков, на которых изображены объекты разной окраски. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен несколькими оттенками.

Когда снимки будут напечатаны или загружены в компьютер, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив текстами и другим визуальным материалом (например, вырезками из журналов или предметами разного цвета), создать плакат, инсталляцию или мини-альбом — книжку.

После этого важно обсудить то, что получилось. Поговорить о том, какие ассоциации вызывают разные цвета.

Работа с полярностями

Взрослый предлагает создать (или вырезать из журналов) серию фотоснимков, на которых будут представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства.

Примеры тем для такой работы: «Большое и маленькое», «Красивое и безобразное», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т. д.

Тема у ребенка и взрослого может не совпадать.

Когда снимки будут напечатаны, ребенок и родитель должны определенным образом расположить их в пространстве или, дополняя их текстами (сочиненными ими или заимствованными, например, из художественной литературы), создать плакат, инсталляцию или мини-альбом — книжку.

Фотоколлаж «Дом, сад, магазин»

Предложите ребенку самостоятельно или с вашей помощью нарисовать план дома, сада или магазина, а затем расположить и приклеить на нем вырезки из журналов или сделанные им ранее фотографии разных предметов таким образом, чтобы наполнить внутреннее пространство дома разной мебелью и людьми, магазина — товарами, продавцами и покупателями, а сада — растениями и живыми существами (птицами, отдыхающими или работающими там людьми).

Вырезки из журналов и фотографий могут быть сделаны взрослым заранее, хотя ребенок более старшего возраста может сделать это сам.

Карта района или города

Предложите ребенку самостоятельно или с вашей помощью создать в технике фотоколлажа план района или дороги до школы, используя при этом вырезки из журналов или сделанные им ранее фотографии. При желании можно нарисовать некоторые объекты, например, реку, дорогу.

Создав такую карту, он может также «заселить» район или город людьми (расположив на ней фотографии людей, в том числе с изображением самого себя и своих друзей или родственников) и транспортными средствами.

Вполне логично дополнить такую работу сочинением рассказа об истории созданного ребенком города или района и населяющих его персонажах.

Личное портфолио

Составление портфолио — это отбор нескольких приятных ребенку собственных фотографий (автопортретов или снимков, сделанных другими людьми) и создание на их основе презентации, фильма или книги. Портфолио не обязательно носит какой-то официальный характер, его можно изготовить, например, для бабушки и дедушки.

Спонтанная фотография

Такая фотосъемка происходит при отсутствии контроля со стороны «разума» и «воли» (в качестве объекта съемки могут выступать люди, природа, архитектура — все, что угодно).

Фотодневник

Создание дневников или альбомов, иллюстрированных фотографиями, рисунками, записями, обычно очень нравится детям. Главное — не ограничивать полет фантазии.

В главных ролях…

Увлекательное занятие — создание экспериментальных фотографий, на которых ребенок пробует примерить на себя разные образы, стили — те, на которые в обычной жизни, возможно, и не решился бы.

Прошлое, настоящее, будущее

Эта фототехника основана на анализе изменений, происходящих с человеком и его жизнью во времени. Что она дает?

  • Получение представления о связи между прошлым и настоящим.
  • Осознание человеком себя и своей жизни: своего места в мире, своей роли в жизни других.
  • Постановку целей и задач, составление планов на будущее на основе текущего состояния.
Фотодуэль

Общие правила:

1. Основные требования к фотодуэлянтам: ловкость, скорость, владение фототехникой, находчивость, желание побеждать.

2. Правила и ограничения:

  • в дуэли одновременно принимают участие только два участника;
  • площадь арены ограничена;
  • каждый участник имеет только 5 попыток (отслеживается фотосекундантами; попытка скрыть реальное количество расценивается как самодисквалификация);
  • прикосновения и попытки удержать противника приравниваются к поражению.

3. Цель: захватить противника в кадр, сделав более четкий и полный снимок.

Критерии оценки:

  • резкость снимка — 0–10 баллов;
  • площадь захватываемого объекта — 0–10 баллов;
  • голова на фото — 4 балла;
  • ноги, руки — по 2 балла;
  • туловище — 4 балла.
Фотомарафон

В фотомарафоне может участвовать вся семья, но с одной фотокамерой (или смартфоном).

Пример: тема «Мой город, моя семья и я».

Нужно пройти по достопримечательностям города и сфотографировать членов семьи в различных памятных местах города.

Затем творчески оформить фотографии в виде фотоколлажа с оригинальными аннотациями к фотографиям.

Такое мероприятие носит аксиологический характер — формирует правильное отношение к жизненным ценностям через воспитание любви к своему краю, Родине.

Обратите внимание!

Понаблюдайте за ребенком, особенно за подростком. Что чаще всего можно увидеть на его фотографиях? Стоит насторожиться, если на снимках вашего сына или дочери часто попадаются сцены насилия, мертвые животные, неэстетичные объекты и т. п. Это может говорить о внутреннем дискомфорте, тревоге, депрессии, скрытых проблемах. Не пренебрегайте увиденным и, если нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно, проконсультируйтесь со специалистами.

Получить поддержку можно, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Посмотреть вебинар Нины Черниковой можно по ссылке.

Поделиться в соцсетях