background picturebackground picture

Формируем самостоятельность у ребенка

Родители

Дошкольники

Школьники

165

Важные рекомендации родителям от психолога

Все родители хотели бы, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным. Умел убирать свои игрушки, помогал в работе по дому, сам делал уроки и ответственно относился к заданиям. И разумеется, чтобы развить все эти навыки, нужно приложить определенные усилия. Об основных шагах по формированию самостоятельности у ребенка рассказала преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Маргарита Расторгуева.

Самостоятельность с точки зрения педагогов и родителей

Данный вопрос можно рассматривать с разных сторон и понятий. В педагогическом процессе рассматривается проблема формирования учебной самостоятельности, а именно умения учиться, представляющего собой способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

В педагогическом контексте учитель при формировании учебной самостоятельности применяет разные методики и технологии, объединенные одним смыслом, а именно, его взгляд направлен на поисковую (исследовательскую) форму учебного взаимодействия.

С точки зрения родителей, можно говорить о плавном и поэтапном формировании некоторых навыков самостоятельности. Сейчас и во все времена родительский труд — очень сложная задача, которая включает в себя заботу, уход, воспитание, обучение и развитие. Формирование самостоятельности также входит в этот перечень трудных задач родительства.

Ошибки при формировании самостоятельности

При воспитании детей очень важно помнить про создание таких условий, при которых у ребенка появляется возможность получать опыт самостоятельности.

В этом контексте родителям важно стараться отстраняться от своих негативных установок, например, касающихся безопасности ребенка и своих опасений: «Это опасно, я за тебя сделаю», «Не залезай высоко: упадешь!», «Не надо пробовать, я знаю, что из этого ничего хорошего не получится».

Такие установки приводят к различными негативным проявлениям: ребенок испытывает мучительные трудности в начале каждого нового дела, он убежден, что мир враждебно настроен против него (в случае с установками про опасения), и особенно важно, что ребенок теряет инициативность, чтобы избежать неудач.

Из этих негативных установок и проявлений вытекают следующие: «Ты больше не ребенок», «Такой большой, а всего боишься». Вследствие этого ребенок не умеет проявлять чувства и держит их в себе, а также теряет спонтанность и чувствует вину. Поэтому родителям крайне важно быть аккуратными и работать с установками и ожиданиями, которые они предъявляют своим детям.

Очень важно помнить про опыт ответственности, когда ребенок играет важную роль при решении различных вопросов, связанных с семьей или конкретно с ним. Иногда случается так, что родители не придают значения мнению детей, думая, что со взрослой позиции им яснее суть той или иной ситуации, однако в таких случаях ребенок испытывает беспомощность при решении каких-то задач и сомневается в правильности своих размышлений и рассуждений.

Одни родители слишком сильно контролируют каждое действие ребенка, требуют беспрекословного послушания, а другие очень мягки во взаимодействии со своим ребенком, одновременно с сильнейшим недоверием и опасениями во всевозможных ситуациях.

Важно понимать, что обе описанные стратегии отрицательно влияют на формирование самостоятельности, так как обе эти позиции взрослых подавляют всякую инициативность и возможность совершить собственную ошибку.

Говоря про ошибки, детям особенно важно (причем как можно раньше) дать понять, что ошибка — это совершенно нормально. Ошибка — всегда результат какого-то совершенного действия, пробы.

Несколько шагов по формированию самостоятельности

Возвращаясь к теме формирования самостоятельности, можно выделить ряд основных рекомендаций.

  • Важно создание условий, в которых у ребенка появится возможность принимать решения (собственные и совместные), совершать важные действия (домашнего или личного характера), осуществлять собственный выбор и проявлять инициативу.
  • Давайте ребенку посильные для его возраста поручения, старайтесь не делать их за него, благодарите за выполнение.
  • Учитывайте мнение ребенка при обсуждении семейных вопросов, советуйтесь с ребенком при принятии решений.
  • Совместно с ребенком составляйте расписание на день (неделю, месяц). При этом необходимо понимать, что это расписание для ребенка, и он должен принимать активное участие в формировании своего графика.
  • Обсуждайте ошибки в положительном ключе, как опыт совершенного действия.
  • Старайтесь быть внимательными к инициативе ребенка и поощряйте ее, обращайте внимание на его суждения, на попытки формулировать свою позицию.

Очень важно поддерживать своего ребенка, проявлять участие и готовность помочь вместе с верой в него и его силы.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях