Мнение психолога об опасности пользования детей соцсетями
В России время от времени поднимается тема о необходимости запрета на пользование соцсетями детям до 14 лет. Инициаторы этого вето считают: в интернете очень много запрещенного контента, который влияет на неокрепшие умы. Мы попросили декана факультета «Экстремальная психология» МГППУ Дмитрия Деулина, кандидата психологических наук, доцента кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», рассказать о психологических угрозах личности несовершеннолетних в интернет-пространстве.
Вместо предисловия
У человека, по сравнению с животными, этап «детства» занимает самое продолжительное время. Это определяется местом человека в иерархии животного мира. Чем у него более организованная психика, тем беспомощнее детеныш, тем дольше длится его детство. В современных исследованиях детство рассматривается как сложный многомерный феномен, который охватывает период жизни человека от рождения до юности.
Как справедливо отмечала отечественный психолог Л. Обухова, детство представляет собой период усиленного развития, изменения и обучения. Более того, как правило, до 6–7 лет для ребенка складываются наиболее благоприятные условия формирования высших психических функций. В возрастной психологии такие условия раннего детства, определяющие вектор наиболее продуктивного развития психологических свойств и видов поведения, называются сензитивными периодами. И каждому такого периоду характерны определенные психические новообразования.
Основоположник психоанализа З. Фрейд также выдвигал идею, согласно которой развитие «детской психики» имеет важное значение и даже может обуславливать возникновение невротических состояний во взрослом возрасте.
Таким образом, психотравмирующие события раннего детства становятся вступительной частью психопатологической драматургии уже взрослого человека.
Те впечатления, которые получает ребенок, в последующем могут оформляться в колоссальные «психические артефакты» и в конечном результате — оказывать бессознательное воздействие на психическую жизнь человека.
В этот период ребенок стремится познавать окружающий мир, осуществляется тренировка необходимых компетенций, усваивается общечеловеческий социальный и культурный опыт, формируется представление о морально-нравственных ценностях и многое другое. В конце концов формируется направленность личности ребенка — может происходить зарождение его сферы интересов, установок, влечений, склонностей, желаний и др.
Этот период жизни можно считать наиболее уязвимым, поскольку любая токсичная вещь может сформировать в ребенке ложные убеждения и антиценности.
С появлением интернета возникает огромное количество вопросов, связанных с изучением влияния информационно-телекоммуникационных технологий на психическое развитие ребенка. В школах уже давно вводятся курсы не только нам всем известной информатики, но и интернетоведения, в рамках которых детям рассказывают о правильной навигации в мире интернета и о возможных рисках.
Официальная статистика
К сожалению, современный интернет давно уже утратил свойство безопасности. Если обратиться к официальной статистической отчетности МВД России о состоянии преступности за 2023 год, то можно отметить, что в отчетном периоде было зарегистрировано 677,0 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что на 29,7% больше, чем за аналогичный период 2022 года. В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 26,5% в январе — декабре 2022 года до 34,8%. Причем более половины таких преступлений — тяжкие и особо тяжкие.
Происходит активная «цифровизация» криминальной деятельности. А поскольку все больше детей бесконтрольно вовлекаются в цифровые среды, соответственно, возникают риски совершения преступлений в отношении несовершеннолетних или же «рекрутинга» детей для совершения преступлений. По данным статистики, в 2023 году каждое тридцать седьмое преступление (2,7%) совершалось несовершеннолетними или при их соучастии.
Об опасности соцсетей
В целом в современных исследованиях сложилась проблемная область — информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних. Как правило, под этим феноменом понимают социокультурное образование, состояние общественного сознания, выделение информационно-психологической безопасности среды, психофизической безопасности и др. Важно отметить, что информационно-психологическая безопасность несовершеннолетнего связана с состоянием защищенности его личности от различного рода угроз, прежде всего психологического характера. В этой защищенности обнаруживается суверенность личности несовершеннолетнего, целостность, которая обеспечивает осознанное саморазвитие и предупреждает негативное воздействие информационных факторов на психологическое здоровье.
Особенную опасность представляют социальные сети, где в условиях анонимности осуществляется распространение недостоверной информации и вовлечение несовершеннолетних в деструктивные сообщества. Детям навязываются ложные ценности, занятия и субкультуры, которые в большинстве своем связаны с нарушением законности и правопорядка (например, есть экстремистское сообщество, пропагандирующее романтику «воровской жизни»).
Существуют и скрытые сообщества, подстрекающие детей к совершению массовых самоубийств (группы смерти), или в настоящее время до сих пор существующие группы «зацеперов», которые предпочитают передвигаться на общественном транспорте опасным способом (прицепляются к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, подножки и другие элементы).
Важно говорить о том, что культура является важным механизмом формирования сознания ребенка и социализации его личности в целом, а также поиска социальной идентичности. Вместе с тем в интернете распространяются субкультурные течения, которые, с одной стороны, представляют разновидность культуры общества, а с другой — отличаются особенностями содержания и могут представлять совокупность негативно интерпретированных правил переродившейся культуры, направленной на формирование извращенных ценностей, норм, обрядов и др. Такие субкультуры по своему проявлению могут быть очень близки к формам девиантного поведения.
Анализ наиболее репрезентативных молодежных субкультур в онлайн-среде
В 2023 году Центром изучения и сетевого мониторинга молодежной среды был опубликован анализ наиболее репрезентативных молодежных субкультур в онлайн-среде и проведена их классификация. Основными социально-психологическими факторами распространения субкультур, с точки зрения авторов, являются:
- возрастные особенности участников (пубертатный кризис);
- семейные и социальные конфликты;
- уровень благосостояния, научно-технический прогресс;
- социальное окружение сверстников, качественные и количественные характеристик семьи и др.
Экспансия субкультуры в молодежной среде может способствовать возникновению негативных тенденций, когда:
- утрачивается социальная идентичность (квадробинг);
- возникают мотивы совершения преступлений (группы «пацаны»);
- избыточная сексуализация сознания несовершеннолетних, приводящая к раннему сексуальному дебюту и негативным последствиям в этой сфере (аниме-культура) и др.
Важным результатом исследования, на который обращают внимания авторы, является «антагонизация» субкультур, поскольку различия всегда порождают противоречия и борьбу. Массовое распространение субкультур приводит к столкновениям их участников и даже совершению тяжких преступлений.
В социальных сетях это может приобретать форму кибербуллинга, когда один из участников движения становится объектом информационной травли. Но и кибербуллинг может манифестировать в офлайн-стычки, насилие, драки.
О вовлечении несовершеннолетних в противоправные действия
Все больше и больше появляется данных, свидетельствующих о том, что дети вовлекаются через социальные сети и другие средства интернет-коммуникации в массовые флешмобы либо так называемые челенджи.
Во-первых, организаторы флешмобов могут:
- эксплуатировать чувства несовершеннолетних в своих политических интересах;
- подталкивать молодежь к совершению несогласованных акций протеста;
- склонять к действиям, направленным на свержение законно действующей власти, и др.
Во-вторых, несовершеннолетних, в силу отсутствия у них «социально-психологического иммунитета», могут использовать в корыстных целях, подстрекая к участию в крайне опасных массовых «соревнованиях».
Зафиксированы случаи, когда попытки повторить какие-либо эксперименты, продемонстрированные в социальных сетях, приводили не только к тяжелым увечьям, но и к летальному исходу подражателей. В связи с чем ряд стран принял на законодательном уровне различные ограничительные меры, направленные на защиту здоровья и жизни несовершеннолетних пользователей Сети. Например, в Китайской Народной Республике уже давно функционирует «великая китайская киберстена», или китайский файервол, — условный суверенный интернет, который позволяет снижать цифровые риски для несовершеннолетних.
В погоне за лайками некоторые недобросовестные пользователи Сети организуют так называемые треш-стримы, когда в режиме прямого эфира участники демонстрируют общественно опасное, эпатирующее или унизительное поведение, которое представляет угрозу жизни и здоровью окружающих участников. Несовершеннолетний может попытаться воспроизвести подобное поведение, часто не понимая последствий.
Под влиянием гейминга (сетевые онлайн-игры) некоторые подростки могут совершать антиобщественные действия. Поэтому в ряде стран уже сейчас запрещено свободное распространение некоторых онлайн-видеоигр, в которых демонстрируются сцены насилия, убийства, грабежи и другие ненормативные действия.
В интернете могут содержаться порнографические материалы, которые также представляют опасность для несовершеннолетних. Последние научные исследования показывают, что увлечение порнографией снижает интеллект даже у взрослого человека. Кроме того, оно может:
- способствовать формированию ложных форм сексуального поведения;
- препятствовать нормативному развитию интимно-личностной сферы несовершеннолетнего;
- негативно влиять на последующую супружескую жизнь;
- становиться предиктором развития сексопатологий.
Также в интернете существует скрытое информационное пространство, где совершаются киберпреступления (незаконные сделки по продаже наркотических веществ, заказные убийства, нелегальные операции с криптовалютой, вербовка в террористические и экстремистские организации и др.). Неограниченный доступ несовершеннолетних в том числе и к этой части интернета обуславливает их повышенную виктимизацию.
Об интернет-зависимости
Несомненный урон детскому сознанию наносит и сам процесс неограниченного нахождения в интернете, тем самым провоцируя различные формы интернет-зависимого поведения (гаджет-аддикция, геймомания, сетеголизм, думскроллинг и др.).
В некоторых исследованиях выявлены факторы, которые предопределяют интернет-зависимое поведение:
- проблемы в сфере общения;
- сложности в принятии своего физического Я;
- склонность к интеллектуализации;
- чувство одиночества и недостатка взаимопонимания;
- наличие неудовлетворенных потребностей;
- компенсация тревоги бунтарством и отказом от общепринятых норм;
- особая ценность независимости и др.
В современных исследованиях показано, что бесконтрольное увлечение социальными сетями может приводить к развитию цифровой аутизации — утрате способности к установлению полноценных социальных отношений.
Таким образом, психологи констатируют, что это далеко не исчерпывающий перечень психологических угроз личности несовершеннолетнего в интернет-пространстве. К этому необходимо добавить, что низкий уровень правосознания некоторых родителей, либерально-попустительский стиль воспитания своих детей, отсутствие должного внимания к потребностям ребенка только усугубляют проблему неконтролируемого доступа к интернету.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.