background picturebackground picture

Домашние задания: делать или не делать вместе с ребенком?

Родители

Школьники

288

“Папа у Васи силен в математике…”

Кому дается задание на дом? Для чего оно вообще нужно? Почему вокруг этой темы возникает столько проблем? Как родителям перестать нервничать и научить ребенка заниматься самостоятельно? На вопросы отвечает детский психолог Ксения Рябова.

Во многих семьях тема выполнения школьного домашнего задания вызывает массу споров, конфликтов и ссор. Взрослые нервничают, дети расстраиваются, и такая ситуация не нравится ни тем, ни другим. Что же происходит?

В чем трудность

1. При совместном выполнении домашнего задания происходит наложение учительской роли на родительскую. Учитель и родитель выполняют разные функции. Близкий взрослый должен ребенка любить, принимать его таким, какой он есть, а учитель призван учить, контролировать, требовать, оценивать. Когда эти роли накладываются друг на друга, трудности восприятия возникают и у взрослого, и у ребенка. Развивается внутренний конфликт и большое внутреннее напряжение.

2. Время, проведенное с ребенком, обычно доставляет удовольствие и родителям, и детям. Но только не в момент выполнения домашнего задания. Из-за несовпадения желаемого и действительного возникают недовольство и неудовлетворенность процессом.

3. Ребенок не воспринимает родителя как профессионала и не слушается. Он не хочет подчиняться маме или папе, потому что «Мария Ивановна говорит и требует не так!»

4. Родители часто пристрастно относятся к своим детям и воспринимают ребенка как продолжение себя. В результате у взрослых возникают неоправданные ожидания, что «ребенок должен это делать так-то, понимать быстрее, задачи решать с легкостью, потому что я в свое время…» и т. д. Если ребенок не справляется и поступает по-своему, вопреки ожиданиям родителя, возникает конфликт.

5. Тревожных родителей могут мучать катастрофические фантазии: «Мой ребенок не выучит уроки, будет двоечником, не поступит в вуз и вырастет неучем». Накручивание себя и ребенка приводит к возникновению страха, который вызывает напряжение вокруг темы выполнения уроков.

6. Самореализующиеся пророчества относительно ошибок ребенка у тревожного родителя. Негативный настрой направлен на выискивание промахов и ошибок ребенка, и если тот действительно ошибается, родитель говорит: «Ну вот, я же говорил! Без меня ты не можешь учиться».

7. Собственный негативный школьный опыт мешает родителю построить по-другому свои отношения с ребенком. Возможно с мамой или с папой в их детстве никто не делал уроки, и поэтому они считают причиной своих школьных проблем именно этот факт и в своей семье пытаются ситуацию изменить. Тут важно различать: это родительский негативный опыт или у ребенка действительно есть сложности.

Надо ли делать уроки вместе?

Многое зависит от того, как часто родитель делает домашнее задание вместе с ребенком. Одиночная это ситуация или систематическая? Есть родители, которым совместное выполнение уроков нравится, и они считают это своей обязанностью и необходимостью.

Большое значение имеет позиция родителя по отношению к выполнению домашних заданий. Она бывает трех видов: поддерживающая, спасательская и контролирующая.

При поддерживающей позиции родитель сочувствует ребенку, помогает ему при необходимости, объясняет то, что непонятно. Ведь домашнее задание дается ребенку, а не родителю. Это оптимальный и самый продуктивный вариант поведения взрослого.

Спасательскую позицию занимают родители, которые считают, что ребенок сам не справится, и делают задание за него сами. Они преследуют благую цель — получение хорошей оценки, но пользы для ребенка в таком подходе нет никакой: он не получает никаких знаний и не учится самостоятельности.

Контролирующая позиция, когда родитель выполняет функцию надзирателя, тоже мало полезна как взрослому, так и ребенку. Она не способствует установлению доверительных отношений и никак не мотивирует ребенка на самостоятельное выполнение домашнего задания.

Если при выполнении уроков происходит конфликт, то фигура родителя превращается в фигуру раздраженного учителя. Ребенок вместо любви и заботы получает упреки, недовольство и негативные эмоции. Он начинает чувствовать себя никчемным и неспособным. Такая ситуация может нанести вред личностному развитию.

Если родитель «теряется», ребенок очень часто начинает протестовать, у него портятся отношения с родителями и возникают сложности с учебой.

Кому это нужно

Когда ребенок перестает делать уроки сам, без напоминания, чаще всего это не означает, что он ленится, как считают многие родители. Скорее всего, за него все делала мама. Сейчас она придет, скажет, что пора, что нужно написать, рассказать, выучить.

В таких случаях ребенку самому беспокоиться о чем-то уже нет нужды. Он теряет функции управления и контроля. Ему становится «лень» удовлетворять чужую — мамину — потребность.

При усилении контроля и нажима со стороны родителей у ребенка остается все меньше желания и мотивации к учебе.

Ребенок теряет интерес к познанию, и бо́льшая часть его энергии уходит на сопротивление напряжению, которое возникает из-за конфликтов, связанных с оценками и школой.

При этом познавательная потребность существует у человека от природы. Главное — ее не задавить, а научиться стимулировать.

Сильные подавленные чувства отнимают энергию у ребенка. Конфликтное выполнение уроков вместе с мамой вызывает у него злость, раздражение, которые он не может высказать. Он будет вынужден их удерживать и подавлять.

Неуверенность и ожидание неуспеха лишают ребенка последних сил. В результате получается замкнутый круг: неуспех в учебе — желание родителей помочь — усиление контроля — упадок сил у ребенка — потеря мотивации — неуспех в учебе.

Как добиться самостоятельности

Если родитель что-то делает и это не приносит успеха, значит, нужно перестать это делать и посмотреть, как можно поступить по-другому.

  • Не бросать резко. Если вы до этого постоянно делали уроки вместе, пытайтесь изменить этот порядок постепенно.
  • Помогать в организации процесса и режима. Обсудить подготовку с ребенком. Планировать совместно с ним. Четко соблюдать режим! Если ребенок не успевает выполнить задания до назначенного часа, делать их не нужно.
  • Меньше контролировать и быть готовым к тому, что поначалу будет ухудшение оценок. Снизить контроль и усилить поддержку.
  • Помогать, только если попросит.
  • Поощрять и поддерживать ребенка. Хвалить за приложенные усилия и достигнутые личные успехи. Оставаться на родительской, а не на учительской позиции.
  • Найти себе занятие. Не только в качестве отвлекающего маневра (отвлечь себя от выполнения домашнего задания), но и для того чтобы показать ребенку, что такое увлеченность и интерес.
Поделиться в соцсетях