background picturebackground picture

Домашние задания без слез и ссор

Родители

Школьники

59

Несколько эффективных приемов от педагога-психолога для родителей

«Ох уж эта домашка…» — такие обреченные вздохи можно услышать не только от детей, но и от родителей. Нередко мысли о том, что после рабочего дня нужно будет потратить целый час, а то и два на решение уравнений и заучивание стихов, приводят мам и пап в уныние. К тому же поссориться во время такого «совместного творчества» проще простого. Чтобы сберечь детские и родительские нервы, нужно найти правильный подход к домашним заданиям и сделать их увлекательными, уверена педагог-психолог Екатерина Болдырева, руководитель социально-психологической службы Центра развития творчества детей и юношества (г. Воронеж), «Педагог-психолог России 2021». Сегодня она дала несколько эффективных практических советов нашим читателям.

Давайте вместе разберем несколько самых частых причин, по которым ребенок не хочет делать уроки. И сразу же предложим способы решения.

Нет чувства времени

Одна из причин нежелания садиться за домашние задания — отсутствие чувства времени у ребенка. Обычно это происходит потому, что у ребенка не хватает организованности. Многие задачи за него выполняли родители, и он пока просто не научился сам.

Развивать самостоятельность и ориентирование во времени у ребенка нужно с самого раннего возраста.

Для этого существует несколько несложных приемов.

  • Сделайте время наглядным. Для этого можно поставить дома часы на видном месте, завести календарь и т. д.
  • Составьте распорядок дня. Делайте это вместе. Очень важно, чтобы выполнение домашних заданий было в одно и то же время.
  • Используйте технику «Помидор», при которой любые задания нужно выполнять на время. Для этого можно завести песочные часы или специальный таймер. Предложите ребенку делать часть домашнего задания или дела по дому за определенный отрезок времени. Как только время закончилось, нужно переключиться на другое дело или отдохнуть. Однако эта техника полезна только тем ребятам, которых мотивируют подобные задания. Если же ребенок нервничает, переживает, что не успеет, делает еще медленнее, то ему такая техника не подходит.
  • Развивайте чувство времени с помощью игр «Давай посмотрим, за сколько времени…» (например, решишь задачу, сложишь портфель и т. д.), «Давай проверим, успеем ли мы за … минут…», «Интересно, сколько минут…», «Кто за одну минуту назовет больше всего цветов (животных и т. д.)».

Ответственность на родителях

Еще одна причина нежелания делать уроки может скрываться в том, что ответственность за учебу берут на себя родители, а не ребенок.

Если родители больше знают об уроках, чем школьник: что задали, как правильно сделать, какую тетрадь принести, а ребенок просто выполняет задания, то ни о каком самостоятельном выполнении домашней работы здесь не может идти речи, поскольку вся ответственность лежит на родителях.

Очень важно, чтобы постепенно ответственность переходила именно к ребенку, а родители могли просто помочь, подсказать, поддержать, но не делать задания за него.

Нет мотивации

Снижение учебной мотивации также называют одной из причин нежелания делать уроки. Если ребенок говорит, что ему скучно и неинтересно учиться, самое главное — выявить причины: что именно ребенку не нравится или что больше всего беспокоит его в школе. Это можно сделать самостоятельно или же обратиться к психологу.

Обязательно присмотритесь к тому, что же интересно ребенку, поговорите с ним. Вместе можно составить список желаний (карту желаний) и поговорить о том, как в будущем определенные знания или выполнение домашних заданий могут помочь исполнению этих желаний.

Обсудите с ребенком скорость, с которой можно двигаться к своей мечте. Поиграйте в игру «Определяйся, кто ты».

  • Например, он может быть улиткой. Улитка движется к исполнению своей мечты очень долго, так как она медлительная, постоянно отвлекается.
  • Также он может быть белочкой. Такой персонаж постоянно в делах. Но при этом он не понимает, что же самое главное, крутится как белка в колесе.
  • Лошадки делают все в последний момент. Возможно, они и достигают результата, но слишком большой ценой, нервничают и тратят много энергии.
  • Самый эффективный в движении к мечте — львенок. Он умеет планировать заранее, расставлять приоритеты, при этом распределять свои силы и, конечно, отдыхать.

Также для повышения учебной мотивации можно использовать несколько эффективных упражнений. Например, можно соревноваться с делами в игре.

Расположите все задания на воображаемой дороге и попросите ребенка вместе с любимым персонажем из игры, мультика и т. п. пройти по этой дороге от задания к заданию. Или придумайте сказку о том, что любимому персонажу ребенка срочно нужна помощь. И помочь может только «мальчик (девочка), имя которого (которой) начинается на…, у которого (которой) глаза … цвета, которому (которой) … лет» и т. д. Ребенок обязательно включится в игру.

Еще задания можно расположить на бумаге в виде крестиков и ноликов и зачеркивать сделанное, правильно выполненные задачи могут быть счетом в футболе и т. д.

Для того чтобы научить ребенка самостоятельно собирать портфель, вы можете написать на карточках все предметы, которые он должен положить. Школьник будет складывать карточки в специальную коробку и таким образом вспоминать, что же нужно взять с собой.

Собраться и сделать домашнее задание отлично помогут и специальные схемы-паутинки.

Есть еще одна очень интересная игра, которая поможет справиться даже с неинтересным домашним заданием, называется она «Радость внутри гадости». Вместе найдите какую-то «радость», что-то интересное в задании. Это должно быть то, что у ребенка получается хорошо, — например, что-то написать красиво, что-то посчитать и т. д.

И конечно, после «гадости», то есть домашнего задания, должна быть какая-то «радость» — небольшой приз, что-то вкусное, прогулка, игра и т. д.

Наиболее эффективной техникой выполнения домашних заданий нейропсихологи считают технику чередования легких и сложных заданий: ребенок сможет проявить активность на сложных заданиях и немного отдохнуть на легких.

Также можно использовать и другие техники: «Сначала все легкие задания, а потом все сложные», или, наоборот, «Сначала все письменные, потом все устные», или «Сначала то, что наиболее интересно».

Усталость или недомогание

У нежелания делать уроки могут быть и какие-то физические причины: усталость, чувство голода, недомогание. Поэтому крайне важно учитывать состояние ребенка, чередовать работу и отдых. Важно, чтобы школьник был полон сил, сыт и т. д.

Не хватает знаний

Еще одна причина может быть в том, что у ребенка недостаточно понимания, что и как делать, ему не хватает знаний.

Очень важно откликнуться на его просьбу, поискать совместное решение, разобраться, объяснить несколько раз. Можно обратиться к учителю за помощью или пригласить репетитора даже на одну непонятную тему.

Индивидуальные особенности

Причиной могут стать и индивидуальные психологические или физиологические особенности. Если родители понимают, что справиться с трудностями самостоятельно не получается, ребенок эмоционально встревожен, у него складываются напряженные отношения с классом или с педагогом, стоит обязательно обратиться к специалисту.

Например, вы всегда можете получить поддержку в Службе оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Отношения с родителями

Очень часто ребенку не хочется делать уроки потому, что родители ведут себя агрессивно во время выполнения домашних заданий. Могут кричать, требовать, злиться. В этом случае очень важно понять, что вам важно сохранить роль родителя, а не брать на себя роль учителя.

Все ваше общение не должно сводиться лишь к контролю уроков, постоянному обучению. Умейте с пользой проводить время вместе, играйте, ходите на прогулки, разговаривайте и т. д.

Обязательно подмечайте положительные стороны ребенка, хвалите, замечайте то, что у него получается, оказывайте поддержку и верьте в успех ребенка.

Рекомендации ребенку

Екатерина Болдырева предлагает несколько полезных рекомендаций каждому ребенку, для того чтобы он мог делать уроки с удовольствием. Вы можете вместе обсудить их, распечатать и повесить на видное место.

  • После школы важно дать себе возможность немного отдохнуть. Но не начинай уроки слишком поздно, вечером захочется спать и времени на уроки не хватит.
  • Посмотри по расписанию, какие уроки будут завтра. Вспомни, что по ним задано.
  • Посмотри задание, найди в учебнике нужную страницу и упражнения, внимательно прочитай, что нужно сделать. Если не понял, попроси взрослых объяснить.
  • При заучивании повтори несколько раз и постарайся представить то, о чем читаешь. Повтори то, что ты выучил, на следующий день.
  • Обязательно похвали себя после работы: «Какой я молодец»!

Выполнение домашних заданий — это большой труд для ребенка, поэтому очень важно помочь ему сделать эту работу интересной, привлекательной, найти даже в самых скучных задачах что-то любопытное. И как только школьник увидит смысл во всем, что он делает, у него появится интерес и, возможно, больше не будет потребности просить родителей делать домашние задания вместе с ним.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях