background picturebackground picture

Должны ли занятия быть интересны ребенку?

Родители

Дошкольники

Школьники

Особые дети

166

Специалист расскажет, как заниматься с особым ребенком

Часто родители абсолютно уверены в ответе на этот простой вопрос. Но так бывает не всегда. О том, что делать, если возникают проблемы, расскажет научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики Елена Макарова.

Конечно, занятия педагога с малышом должны быть интересными и увлекательными, они должны нравиться ребенку, поддерживать его природный интерес к окружающему миру. Но иногда происходит так, что занятия становятся частью лечебных процедур. Это бывает при задержке развития, нарушении развития речи и познавательных функций.

Когда ребенок в игре лечит куклу, то, скорее всего, он будет делать ей уколы, давать горькие лекарства и говорить, что «так надо». Такое представление возникает не случайно. Это отражение взрослого отношения к болезни. Болезнь — это плохо, ее надо преодолеть, надо терпеть и выполнять указания врача. Таков социальный стереотип. Но одно дело — физические недуги, а совсем другое — трудности в психическом развитии.

В практике же мы часто сталкиваемся с подобным отношением родителей к занятиям с педагогами.

У ребенка с трудностями в развитии, наряду с нарушением речи или низким запасом знаний, проявляются особенности внимания, плохая усидчивость. Ребенок может вести себя демонстративно, быть гиперактивным, отказываться выполнять задания педагога. В таких ситуациях можно услышать, что ребенок «плохо себя ведет» на занятии. Эта оценка вряд ли приведет к усилению положительных взаимоотношений между детьми и родителями, а скорее вызовет желание заставить и наказать за плохое поведение.

Если у малыша что-то не получается и тем более сопровождается негативным эмоциональным фоном, то ребенок, скорее всего, просто откажется выполнять трудные задания, будет остерегаться педагога и не захочет ходить на занятия. Но, с другой стороны, необходимо, чтобы педагог дал ребенку возможность преодолеть трудности и пользоваться определенными навыками, которые в случае особенностей развития не сформировались самостоятельно и требуют специальных лечебных занятий.

Как же найти ту грань, которая приведет к развитию, а не будет способствовать возникновению вторичных эмоциональных нарушений у ребенка?

Программа занятий для каждого ребенка, имеющего трудности в развитии, должна быть составлена с учетом его индивидуальных особенностей.

Важно подобрать такие задания, чтобы занятие действительно было интересным и увлекательным. Неверным будет форсировать темп развития и давать задания, к которым ребенок еще не готов, что часто можно встретить на популярных в родительской среде «Интенсивах».

Так, например, при подготовке руки к письму для детей 6–7 лет могут использоваться стандартные тетради, разлинованные в строчку, где необходимо аккуратно, как в прописях, прописывать маленькие крючки и кружочки. Часто родители видят в этом подготовку к школе, так как это задание совпадает с воспоминаниями взрослых о годах своей учебы. Однако подобные задания могут быть трудны или скучны ребенку. Лучшим вариантом заданий в этом случае будут штриховки разноцветными карандашами или ручками, заполняющими контур фигуры. Например, представьте изображение полукруга в строке (аналог буквы С) и изображение чешуи для рыбки. Движение кисти руки и карандаша будет одно и то же, а вот смысл задания для ребенка ярко различается.

Любая деятельность ребенка начинается с желания, с мотивации, которая в дошкольном возрасте будет игровой. В формате урока могут работать только дети, которые уже собираются в школу, но и то, скорее всего, недолго.

Игровые занятия, на которых ребенок живет, радуется, сопереживает героям, могут дать ребенку мощный заряд позитивного общения, радости и интереса. А роль педагога — создать в этом общении ситуации, в которых ребенок сможет показать свое умение найти правильный ответ, вспомнить, выполнить необходимые задания.

Если у ребенка на занятии преобладает хорошее настроение, то это дает дополнительные силы для преодоления трудностей, помогает собраться и найти правильное решение. Заинтересованность ребенка, его желание выполнить задание — залог успешного и качественного коррекционно-развивающего процесса.

Несомненно, иногда педагогу приходится трудно, приходится подстраивать задание под ребенка, придумывать новые варианты игр и упражнений, чтобы создать условия для развития и закрепления определенного навыка, для формирования нарушенных функций. Именно родители могут подсказать педагогу, что интересует и увлекает ребенка. Совместное обсуждение родителями и педагогом тех ситуаций, в которых лучше закреплять формирующийся навык в домашних условиях, способствует скорейшему результату.

Если задание не интересно ребенку, то оно либо слишком сложно для выполнения, либо слишком легко.

Ориентируясь на заинтересованность и увлечение ребенка, педагог находит варианты заданий, которые малыш сможет вначале сделать вместе с взрослым, а затем самостоятельно. Только выполнение заданий в ближайшей зоне развития обеспечивает эффективное развивающее воздействие.

Несомненно, занятия должны быть интересными для ребенка. Если вы столкнулись с тем, что ребенок отказывается от занятий, чувствует себя на них дискомфортно, либо «плохо себя ведет», то необходимо отнестись к этому очень внимательно. Правильно выстроенная коррекционно-развивающая работа всегда будет опираться на успешность ребенка, совместное преодоление трудностей и общий положительный эмоциональный настрой.

Поделиться в соцсетях