background picturebackground picture

Дидактическое насилие в школе

Школьники

132

Важная информация для родителей

Дидактическое насилие — это феномен, который редко обсуждается открыто, но имеет глубокие и длительные последствия для психического здоровья и образовательного опыта школьников. О формах дидактического насилия, о его причинах и последствиях рассказывает психолог Артём Дегтярёв, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, член Евразийской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.

Что такое дидактическое насилие

Под дидактическим насилием можно понимать процесс, связанный с чрезмерным использованием учителями своей власти для принуждения и манипуляции учениками с целью достижения академических результатов, которые могут являться чрезмерными и необходимыми в большей степени учителю и школьной системе. Этот вид насилия включает в себя в современной российской школе не столько физическое принуждение, сколько психологическое давление, унижение и чрезмерные требования.

Термин «дидактическое насилие» впервые появился в научной литературе в середине XX века, когда исследователи начали обращать внимание на скрытые формы агрессии в образовательной среде.

Хотя физические наказания в школах были нормой на протяжении многих столетий, их критика начала нарастать по мере развития гуманистической педагогики.

Формы дидактического насилия

Физическое насилие

Физическое насилие, хотя и менее распространенное в современных школах, но все же остается проблемой. Это могут быть физические наказания, такие как удары, толчки или использование предметов для наказания. В некоторых случаях это также может включать ограничение движения ученика, принуждение к выполнению физических упражнений в качестве наказания.

Психологическое давление

Одна из самых распространенных форм дидактического насилия — психологическое давление. Это может проявляться через постоянные унижения, насмешки, запугивания или чрезмерные требования к ученикам. Учитель, используя свою позицию авторитета, может подавлять инициативу учеников, их самостоятельность и уверенность в себе. Например, учитель может систематически критиковать работу ученика, не давая ему возможности выразить свое мнение или предложить альтернативное решение.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие является частью психологической формы насилия и включает манипуляцию чувствами и эмоциями учеников. Учитель может создавать атмосферу страха или тревоги, используя угрозы или постоянные упреки. Это может привести к тому, что ученики начинают бояться высказывать свое мнение или совершать ошибки, что негативно сказывается на их учебной мотивации и самооценке.

Интеллектуальное насилие

Еще одним типом психологического насилия является интеллектуальное насилие. Данный тип проявляется через подавление креативности и независимого мышления учеников. Учитель может настаивать на выполнении заданий строго по определенной методике, не допускающей отклонений. Это может привести к тому, что ученики начинают воспринимать учебу как рутинный процесс, не вызывающий интереса и не способствующий развитию критического мышления.

Причины и последствия дидактического насилия

Одна из ключевых причин дидактического насилия — это приверженность авторитарным методам преподавания. Учителя, воспитанные в духе традиционной педагогики, могут считать, что строгий контроль и дисциплина — это единственный способ обеспечить порядок и успеваемость в классе. Они могут использовать насилие как средство подавления непослушания и поддержания своего авторитета.

Личностные характеристики учителя, такие как ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность, низкий уровень конфликтологической компетентности, неспособность к конструктивному решению трудных (конфликтных) ситуаций, проблемы со здоровьем, также могут способствовать проявлению дидактического насилия. Например, учителя с низкой самооценкой или неуверенностью в своих профессиональных навыках могут компенсировать это за счет подавления учеников. Они могут воспринимать учеников как угрозу своему авторитету и использовать насилие как средство самоутверждения.

В некоторых культурах физическое наказание и строгая дисциплина считаются нормой и не вызывают осуждения.

В таких условиях учителя могут не осознавать, что их действия являются насильственными и вредными для учеников. Соответственно, социальные и культурные факторы также играют важную роль в формировании дидактического насилия.

Психологические последствия дидактического насилия могут быть очень серьезными и длительными. Ученик, подвергающийся насилию, может испытывать постоянное чувство тревоги, страха и депрессии. Это может привести к снижению самооценки, развитию различных психологических расстройств и даже суицидальных мыслей.

Академические последствия дидактического насилия также значительны. Ученик, подвергающийся постоянному давлению и унижениям, может потерять интерес к учебе и мотивацию к достижениям. Это может привести к снижению успеваемости, пропускам занятий и даже к оставлению школы.

Социальные последствия дидактического насилия включают в себя нарушение социальных связей и трудности в коммуникации. Ученик может стать изолированным, избегать общения с одноклассниками и учителями. Это может привести к формированию негативного отношения к школе и учебе в целом.

Профилактика дидактического насилия в школе

Один из первых шагов в борьбе с дидактическим насилием — это повышение осведомленности о проблеме. Учителя, родители и учащиеся должны быть информированы о том, что такое дидактическое насилие, какие формы оно принимает и какие последствия может иметь. Этого можно достичь через проведение тренингов, семинаров и информационных кампаний.

Образовательные организации должны играть основную и активную роль в предотвращении дидактического насилия. Это включает в себя разработку и внедрение внутренних политик и процедур, направленных на предотвращение и реагирование на случаи насилия. Школьные администрации должны обеспечивать регулярное обучение и повышение квалификации педагогического персонала, а также создание механизмов для анонимного сообщения о случаях насилия. Важно обеспечить учителям возможность профессионального развития и обучения новым методам преподавания, основанным на уважении к личности ученика. Курсы по педагогике, психологии и конфликтологии помогут учителям лучше понимать потребности учеников и использовать ненасильственные методы взаимодействия.

Одним из эффективных способов предотвращения дидактического насилия является внедрение программ по развитию эмоциональной грамотности и, в частности, эмоционального интеллекта среди учащихся и педагогов. Эти программы направлены на обучение навыкам управления эмоциями, эмпатии, разрешения конфликтов и эффективной коммуникации. Такие программы могут быть интегрированы в учебный план и проводиться в рамках регулярных занятий.

Система подготовки учителей должна включать обязательные курсы по психологии, педагогике и методам управления классом, основанным на уважении и поддержке. Будущие педагоги должны быть подготовлены к работе с различными учениками, включая тех, кто может проявлять поведенческие проблемы или нуждаться в особой поддержке.

Важным элементом борьбы с дидактическим насилием является формирование и поддержание высоких стандартов профессиональной этики среди педагогов. Это включает в себя разработку кодексов этики, регулирующих поведение учителей, а также создание комитетов по этике, которые будут рассматривать случаи нарушения профессиональных стандартов и принимать соответствующие меры.

Школы должны стремиться создавать безопасную и поддерживающую среду, где каждый ученик чувствует себя защищенным и уважаемым. Это включает в себя разработку и внедрение школьной политики, направленной на предотвращение насилия, а также создание механизмов для своевременного выявления и реагирования на случаи насилия.

Не менее важно обеспечить поддержку ученикам, которые уже подверглись дидактическому насилию. Это может включать в себя психологическую помощь, консультации с родителями и учителями, а также программы по восстановлению уверенности в себе и мотивации к учебе.

Кроме того, важно организовать систему мониторинга и оценки эффективности мер, направленных на предотвращение дидактического насилия. Это может включать проведение опросов среди учащихся и педагогов, анализ жалоб и обращений, а также сотрудничество с независимыми организациями и экспертами.

Школьные психологи играют ключевую роль в предотвращении и устранении последствий дидактического насилия. Они могут проводить регулярные индивидуальные и групповые консультации с учениками, помогая им справляться с эмоциональными и психологическими трудностями. Психологи также могут работать с учителями, обучая их методам ненасильственного взаимодействия с учениками и управления конфликтами.

Родители играют ключевую роль в предотвращении дидактического насилия. Они должны быть активными участниками образовательного процесса и поддерживать своих детей в случае возникновения проблем. Важно, чтобы родители были осведомлены о своих правах и правах своих детей, а также о том, как действовать в случае подозрения на насилие.

Важно создавать учебную среду, в которой каждый ученик чувствует себя защищенным и уважаемым. Этого можно достичь через установление четких правил и ожиданий поведения, а также через поощрение открытого общения и взаимодействия между учениками и учителями.

Учителя и администраторы должны регулярно повышать свою квалификацию и развивать профессиональные навыки. Это может включать участие в курсах повышения квалификации, семинарах и конференциях, а также обмен опытом с коллегами.

Общественные ценности и нормы также играют значительную роль в формировании подходов к воспитанию и обучению детей. Важно проводить общественные кампании, направленные на повышение осведомленности о вреде насилия в школах и продвижение ненасильственных методов воспитания. СМИ, общественные организации и лидеры мнений могут вносить значительный вклад в изменение общественного восприятия проблемы и стимулирование позитивных изменений.

Таким образом, дидактическое насилие в школах — это серьезная проблема, требующая комплексного и системного подхода. Только совместные усилия педагогов, родителей, учеников и общества в целом могут привести к значительным изменениям и созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды. Важно продолжать работать над повышением осведомленности о проблеме, разрабатывать и внедрять эффективные стратегии и политики, а также поддерживать высокие стандарты профессиональной этики и педагогического мастерства. Только таким образом возможно добиться, чтобы образовательное учреждение стало местом, где каждый ученик почувствует себя защищенным и уважаемым, а процесс обучения будет способствовать всестороннему развитию и благополучию детей.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях