background picturebackground picture

Дети в интернете: ищем золотую середину

Цифровая среда

1

Сколько времени детям разного возраста можно проводить в интернете

Интернет все сильнее проникает в нашу жизнь. В 2014 году каждый седьмой российский ребенок 8 часов в день проводил онлайн, а в 2019 году — уже каждый третий. Как онлайн-активность влияет на развитие когнитивных функций ребенка? Сколько времени дети разного возраста могут проводить там с пользой? Рассказываем о результатах исследования, проведенного российскими учеными.

Интернет полезен в меру

В исследовании, проведенном в 2019 году, участвовали 200 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Их разделили на группы по возрасту и степени интенсивности использования интернета и гаджетов: низкой, средней, высокой и очень высокой (исследователи называют это состоянием гиперподключенности).

Для дошкольников и младшеклассников онлайн-активность в пределах 1 часа в день авторы работы считают низкой, от 1 до 3 часов — средней, а высокая, по их оценкам, — от 1 до 3 часов в будние дни и более 3 часов в выходные. Для подростков 11–16 лет 3 часа — верхняя граница низкой активности в Сети, средняя онлайн-активность — это 3–5 часов в день, высокая — 4–5 часов в будние дни и 6–12 часов в выходные. Еще одна категория подростков («гиперподключенные») сидят в интернете по 6–8 часов в будни и более 9 часов в выходные.

Дети проходили тесты для определения когнитивных функций мозга (познавательная деятельность, мышление, внимание, память и другие) до и после некоторого времени, проведенного в Сети. Дети разного возраста пользуются интернетом по-разному. Во время исследования дошкольники и младшие школьники в основном искали информацию и смотрели видео. А подростки вдобавок писали и читали посты в соцсетях, общались в мессенджерах, смотрели фотографии в Instagram.

Благодаря полученным данным авторы работы — профессор факультета психологии МГУ, директор Фонда развития интернета Галина Солдатова и клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анастасия Вишнева — назвали оптимальное время, которое дети разного возраста могут проводить в интернете без ущерба для своего развития. Они назвали это время «золотой серединой».

Детям в возрасте от 5 до 6 лет рекомендуют проводить в интернете не более часа в день. Школьникам 7–11 лет — от 1 до 3 часов, младшим подросткам (11–13 лет) — от 3 до 5 часов.

Исследователи пишут, что у детей с такой онлайн-активностью «более высокие показатели развития некоторых когнитивных функций», чем у их сверстников. Одна из таких функций — так называемая серийная организация движений и действий, то есть умение повторять одно и то же действие многократно, например, писать буквы. Дети со слабой серийной организацией движений тратят много ресурсов на сам процесс письма: им надо «составлять двигательную программу» для каждой следующей буквы, вместо того чтобы делать это автоматически.

Если ребенок проводит в онлайне времени больше, чем рекомендовано, то у него падает продуктивность работы мозга: например, ухудшаются слухоречевая память (от нее зависит, насколько хорошо человек воспринимает и запоминает информацию на слух) и умение составлять связный устный рассказ по предложенных картинкам.

Выводы, к которым пришли отечественные исследователи, во многом совпадают с результатами, полученными в 2017 году в США и Австралии. Ученые из этих стран тоже считают, что у детей, пользующихся интернетом, выше успеваемость по сравнению с детьми, которые его вовсе не используют или используют ограниченно.

От 5 до 13: как время в Сети влияет на тесты

Тесты показали, что дети дошкольного возраста (5–6 лет) с низкой онлайн-активностью (до 1 часа) лучше рисовали и быстрее переключались с одной задачи на другую. Слухоречевая память у них также оказалась развита лучше, чем у сверстников, которые проводят в гаджетах больше времени. «С увеличением онлайн-активности ребенка данного возраста продуктивность выполнения нейропсихологических тестов падала», — пишут авторы исследования.

Дети в возрасте от 7 до 10 лет, которые использовали гаджеты от 1 до 3 часов в день, «лучше анализировали условия заданий, усваивали алгоритм действий по их решению, легче переключались с одного задания на другое, лучше контролировали весь процесс выполнения заданий и тестов».

Уровень зрительной и слухоречевой памяти у них был выше, чем у их сверстников, которые вообще не используют интернет или, наоборот, проводят в нем больше 3 часов ежедневно.

Младшие подростки (11–13 лет), которые пользуются интернетом от 3 до 5 часов в день, допускали меньше ошибок при выполнении тестов и «показывали больший объем знаний и эрудиции, демонстрировали лучшую осведомленность» по сравнению с другими группами детей этого возраста, участвовавших в исследовании.

Эти странные подростки

Удивительные результаты, не укладывающиеся в общую картину, ученые получили во время работы со старшими подростками (14–16 лет).

И тинейджеры с гиперподключенностью (то есть те, кто проводит в сети 6–8 часов в будни и более 9 часов в выходные), и их ровесники с низкой онлайн-активностью показывали одинаково хорошие результаты. Например, объем зрительной памяти и умение выстраивать повествование были у них одинаковыми. Худшие результаты были у подростков со средней онлайн-активностью.

Главный вывод, к которому приходят в своей работе Галина Солдатова и Анастасия Вишнева, таков: умеренное использование интернета и гаджетов не вредно, а слишком малое их использование лишает подростков важной социальной информации и общения со сверстниками, тогда как чересчур много онлайна может вытеснить из их жизни другую значимую активность.

  

Источник:

Г. Солдатова, А. Вишнева «Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина?» // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 97–118.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях