Екатерина Серебрякова столкнулась с расстройствами привязанности у приемных детей и у кровного сына
Кровному сыну Екатерины Майку было почти три года, когда она взяла в семью восьмимесячных двойняшек Лукаса и Ники. Вскоре Екатерина поняла, что беременна. Появление еще одного ребенка сильно повлияло на поведение всех детей. Но Екатерине удалось справиться с проблемами и гармонизировать отношения в семье в этой ситуации.
Идея о приемной семье
Решение Екатерины об усыновлении уходит корнями в детство: когда она была маленькая, ее родители хотели взять приемных детей. Но тогда, будучи ребенком и имея младшего брата, она была категорически против появления в семье еще кого-то. По словам самой Екатерины, возможно, сейчас она компенсирует принятое тогда решение. Так или иначе, вместе с мужем, у которого есть приемная сестра и желание иметь большую семью, они решились на этот шаг.
Поначалу будущая приемная мама, просматривая базы, искала малыша без братьев и сестер. Однако, позже почувствовала неосознанное желание взять в семью двойняшек. При этом у нее было два серьезных ограничения при поиске ребенка: состояние здоровья (Екатерина понимала, что очень большие проблемы со здоровьем не потянет) и возраст (малыш должен быть младше сына). В остальном особенных пожеланий (по цвету глаз или волос и т. п.) не было.
«В феврале 2020 года я увидела анкету девочки, которая мне понравилась. Выяснилось, что у нее есть брат и что они двойняшки. Я тут же позвонила региональному оператору Пермского края, где они находились».
Екатерина нашла контакты опеки того города, где находились двойняшки. Оказалось, что там очень хорошие и опека, и детский дом, они легко шли на контакт и поддержали родителей на пути к приемной семье.
Что дальше?
События развивались быстро: в течение нескольких дней Екатерина с мужем связались с детским домом, подписали договор аренды дома с большой жилплощадью и полетели знакомиться с малышами.
Прежде чем познакомить будущих приемных родителей с детьми, сотрудники дома ребенка долго беседовали с ними. Екатерина с мужем узнали все подробности о семье будущих детей, об их диагнозах, болезнях их кровной матери и т. д. Пока сотрудники детского дома не убедились в серьезности намерений, детей будущим усыновителям не показывали. Однако Екатерина сразу сказала, что они готовы взять малышей в семью, даже не видя их.
«Для себя я считаю не очень этичным выбирать детей, поэтому я бы не стала знакомиться с малышами, если бы не была уверена в своей готовности их забрать».
Первая встреча
Сначала состоялось знакомство с Лукасом, потому что Ники была больна. Первое впечатление от встречи с малышом было шокирующим. По словам Екатерины, она держала в руках словно пластиковую куклу с бегающими глазами, сжавшийся комочек энергии. Хотелось взять его и в ту же секунду убежать, вместо того чтобы ждать несколько недель, положенных по процессу. Через пару недель состоялась встреча с Ники. Девочка казалась менее травмированной, чем мальчик. Она шла на контакт, улыбалась.
Через три дня после того, как дети оказались в семье, Екатерина узнала, что беременна. Это была радостная весть. Но, несмотря на позитивный настрой, одновременно переживать и беременность, и адаптацию приемных малышей было очень тяжело. Кроме того, у Екатерины был еще и старший сын.
«Сейчас я уже не могу сказать, что было сложнее всего, только помню, что эмоционально было непросто. И, что часто бывает в семьях с приемными детьми, в заботе о младших я эмоционально потеряла связь со старшим сыном. У него возникло нарушение привязанности, появилась тревожность».
Это усугублялось тем, что он недоношенный ребенок. Екатерина не была уверена, что ей удалось компенсировать расстройство привязанности из-за недоношенности после его рождения, а теперь на это наложилось появление приемных детей. Так что Майк в этот период стал более непослушным, эмоционально закрытым.
Проблемы Лукаса и Ники
В дополнение ко всему и у Лукаса, и у Ники была проблема депривации. Они провели в детском доме восемь месяцев, а этого достаточно для того, чтобы получить травму брошенности. У них не было сильных проявлений госпитализма, они не раскачивались, например, в кроватке, но они не знали, что делать с игрушками, не умели справляться даже с малейшими трудностями. К примеру, ребенок ползет, ему попадается что-то небольшое на пути, а он, вместо того чтобы это переползти, останавливается перед препятствием и хнычет.
При укладывании малышей спать, Екатерина обнаружила, что они не привыкли к укачиванию. Она брала их на руки, а они, вместо того чтобы засыпать, смотрели на нее, не понимая, что с ними делают. Постепенно это прошло, и они привыкли к рукам и к телесному контакту.
Появление еще одного ребенка
С рождением Мэтта все дети откинулись в развитии назад, поэтому в определенный момент нужно было начинать все с нуля. Малышу, естественно, требовалось больше всех заботы, поэтому остальные забеспокоились. В первое время не было ресурса, чтобы равномерно распределять внимание между всеми четырьмя детьми. Но постепенно Екатерина освоилась и начала работать над тем, чтобы выровнять отношения со старшим сыном. Как только ей это удалось, он пошел в сад. С садиком совсем не было проблем, Майк туда очень хорошо влился. Благодаря этому освободилось больше времени и сил, чтобы начать работать над привязанностью у двойняшек.
Когда родился Мэтт, приемные Лукас и Ники перестали расти и набирать вес. Это достаточно распространенное явление. Дети, когда видят, что появляется младенец, считывают эту картинку в таком смысле, что нужно оставаться маленькими, чтобы тебя сильно любили и чтобы к тебе было больше внимания.
Полезные советы
Есть несколько моментов, на которые стоит обратить особое внимание.
Индивидуальный подход
Для того чтобы восстановить равновесие в отношениях с детьми, Екатерина старается хотя бы несколько раз в неделю индивидуально уделять время каждому ребенку и пару раз в месяц устраивать для каждого индивидуальный день, когда она вместе с малышом делает то, что нравится ребенку.
«Например, первое время я сама возила старшего в сад, по дороге мы болтали. Я уделяла ему время перед сном. Когда делаешь это систематически, для ребенка достаточно, чтобы убедиться, что его любят и он так же важен, как остальные».
С приемными детьми Екатерина стала применять технику, которую многие родители не принимают, так как думают, что маленькие дети ничего не понимают. Екатерина начала проговаривать с ними их проблемы и страхи вслух и говорить каждому: «Мы тебя любим таким, какой ты есть. Тебе не нужно оставаться маленьким, чтобы тебя любили. Не бойся расти. Тебя будут любить всегда».
Важно проговаривать это, когда ребенок спокоен, например, перед сном. Нужно стараться ловить такие моменты. Спеть каждому из них песенку и после этого что-то проговаривать.
Формирование привязанности
Еще в детском доме было заметно, что степень травмированности и расстройства привязанности у малышей разная. Она сильнее у Лукаса, а Ники в этом отношении более благополучна. Сначала расстройство привязанности у Лукаса проявлялось в том, что он, когда немного подрос, бросался любить и обнимать всех вокруг. На улице он мог уйти с кем угодно.
«Привязанность важно сформировать, потому что это еще и про послушание. Ребенок слушается только того, кто является для него значимым взрослым».
У Лукаса до сих пор проявляются проблемы. Сохраняется агрессия по отношению к другим детям. Он тот ребенок, который завоевывает внимание, обижая тех, кто сейчас это внимание получает.
Однако спустя полтора года работы ситуация выровнялась, дети привыкли к телесному контакту, стали более послушными. Для адаптации в семье ребенку нужно в два раза больше времени, чем то, что он провел в детском доме.
Выбор няни
В этой многодетной семье есть няня. Екатерина советует: в качестве няни следует выбирать женщину, которая была бы готова следовать принятым в семье правилам воспитания детей. С няней нужно сразу договориться, что весь телесный контакт, нежности и объятия — на родителях. На няне — прогулки и помощь по бытовым вопросам. Нужно делегировать няне те вещи, которые тяжело даются маме. Необходимо прописать единые правила поведения и воспитания, потому что когда мама говорит одно, а няня другое, то наступает конфликт.
Правила дома
В семье Екатерины в приоритете самостоятельность. Дети сами едят, сами несут свои игрушки и их убирают. Сами одеваются.
Если кто-то не хочет чего-то делать, значит, он этого не получает. Не хочет есть, значит, идет спать голодным. Есть игрушки общие, а есть персональные. Всегда надо спрашивать разрешение, чтобы взять личную игрушку.
В доме не используют игрушки, картинки и мультики за едой, и важно, чтобы никто этого не делал. Родители воспитывают уважение каждого друг к другу и стараются уважать чужие границы и прививать это детям.
Сайт благотворительного фонда «Измени одну жизнь».