background picturebackground picture

Не только «да» и «нет»: учим новые слова

Раннее детство

1

Как расширить лексикон ребенка

О том, как общаться с ребенком, чтобы разнообразить его словарный запас, рассказывает логопед, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Кошечкина.

Немногословный малыш

Приходилось ли вам когда-либо угадывать, что хочет ваш ребенок? Наверняка, да. И вы, совсем как в стихотворении Сергея Михалкова про девочку Юлю, которая плохо ела, тоже задавали вопросы: «Супик? — Нет… — Котлетку? — Нет…» И так далее.

Представим себе ситуацию, когда «да» и «нет» — единственные слова, которые ребенок использует для коммуникации. Кроме них могут быть какие-либо звуки, слоги, но других слов — нет.

В ситуации выбора обеда опытная мама легко определит среди тысяч существующих в мире вариантов те, которые с большой вероятностью выберет ребенок. Бытовая проблема будет решена, но вот формирование у такого ребенка умения вступать в диалог так же легко не произойдет.

Строим диалог по правилам

Как правильно выстроить общение с малышом «данеткой»? Сначала определимся с задачами.

1. Начинаем общение. Использование слов «да» и «нет» — реактивное. То есть эти слова представляют собой реакцию на чужую речь. В ситуации, когда ребенок только отвечает на чужое обращение согласием или отказом, первостепенная задача — формирование умения начинать общение, выражать свои потребности. Для этого нужно выяснить, какие из имеющихся звуков, слогов, жестов и других средств ребенку проще и удобнее использовать для привлечения внимания. Мы можем и сами предложить ребенку подходящий вариант, например, долгое «ааа» в значении «мама» (если есть слово «да», звук «а» ребенок точно произносит).

Для закрепления звука «ааа», когда малыш использует его в качестве сигнала привлечения внимания, необходимо все время реагировать определенным образом. Например, мамина реакция может быть такой: «Ты меня звал?». Сигнал потребности в общении может быть и тактильный (объятие, прикосновение руки), и визуальный (машет рукой, смотрит в глаза). Главное, чтобы мама точно определила, какой сигнал считается приглашением к общению, и реагировала на него.

Начало общения подкрепляется вопросами, конкретизирующими потребности малыша («Ты хочешь поговорить?», «Ты хочешь гулять?», «Тебе что-то дать?»). В таких вопросах важно выделять значимое слово, с которым ребенок может согласиться или не согласиться. Обязательно следует избегать двойных вопросов («Ты хочешь спать или купаться?») — на такой вопрос нельзя ответить «да» или «нет». После подтверждающего ответа необходимо еще раз повторить значимое слово, эмоционально и четко, чтобы дать ребенку образец слова, которое он в дальнейшем сможет использовать.

2. Создаем ситуацию успеха в коммуникации. То есть стараемся исключать простое угадывание желаний малыша. В ситуации угадывания вероятность отрицательного ответа выше, чем положительного. Если же ребенок чаще встречается с непониманием (неугадыванием), то у него может сформироваться негативная реакция на ситуацию общения. Чтобы этого избежать, можно придерживаться следующей последовательности.

  1. Выбирайте вопрос, на который ребенок точно ответит «да». Например, после сигнала о желании начать коммуникацию это могут быть вопросы: «Ты меня зовешь?», «Это ты меня зовешь?», «Хочешь что-то?» и т. п.
  2. Предложите совместную деятельность: «Давай вместе найдем, что ты хочешь».
  3. Если ребенку доступны жесты или показ нужного предмета, используйте эти варианты. Если они недоступны, предложите ребенку вспомогательные средства, которые ему помогут выразить желание (на прогулке указательный жест, демонстрация направления движения или само движение, в быту можно предложить заменители реальных предметов или фотографии).
  4. Если угадывание все-таки необходимо, вносите в ситуацию элемент игры — хмурьтесь, приставляйте палец ко лбу, делайте все, чтобы ситуация угадывания становилась для ребенка смешной и интересной. С одной стороны, это сделает ваше неугадывание не столь неприятным, с другой стороны, у ребенка появится позитивный опыт переживания этой коммуникативной неудачи.
  5. После успешного угадывания обязательно произнесите слово, обозначающее угаданный предмет, процесс, действие, в доступной для ребенка форме («Кач-кач», «Ляля», «Спать!» и т. д.)

3. Расширяем доступные средства общения. Если ребенок не владеет достаточным запасом средств общения, можно использовать вспомогательные средства. Они дадут малышу возможность донести до вас свои желания: картинное меню на холодильнике (подвел маму к холодильнику и вручил картинку с желаемым продуктом), жесты (ручки под щечку, указательный жест) и т. д. Важно помнить, что использование вспомогательных средств общения требует соблюдения нескольких условий.

  1. Во-первых, для каждого вспомогательного средства применяйте синхронное озвучивание простым словом, это позволит одновременно и общаться с ребенком на доступном уровне, и развивать пассивный словарь, который затем будет переходить в активный.
  2. Во-вторых, набор средств должен регулярно пополняться. Не ограничивайтесь усвоенными понятиями, все время вводите новые, которые соответствуют интересам ребенка и его потребностям.
  3. В-третьих, пополняйте средства общения за счет развивающейся речи ребенка, используйте все вновь появляющиеся звуки и жесты.

Меняем подход

И помните: самая главная задача родителей при контакте с «данеткой» заключается в том, чтобы поменять его стратегию общения с пассивной (ответы на угадывающие вопросы) на активную (попытки объяснить свои желания и потребности). Если ваш ребенок уже использует эти слова для выражения какого-то своего смысла, например, тянет маму к качелям и кричит: «Да! Да!», слово «да» не соответствует своему основному значению, ребенок использует его активно для передачи другого значения, например, «туда», и это уже совсем другая история.

Фото: Коллекция/iStock

Беседовала Анна Демина

Поделиться в соцсетях