Не только «да» и «нет»: учим новые слова

Немногословный малыш

Строим диалог по правилам

  • Выбирайте вопрос, на который ребенок точно ответит «да». Например, после сигнала о желании начать коммуникацию это могут быть вопросы: «Ты меня зовешь?», «Это ты меня зовешь?», «Хочешь что-то?» и т. п.
  • Предложите совместную деятельность: «Давай вместе найдем, что ты хочешь».
  • Если ребенку доступны жесты или показ нужного предмета, используйте эти варианты. Если они недоступны, предложите ребенку вспомогательные средства, которые ему помогут выразить желание (на прогулке указательный жест, демонстрация направления движения или само движение, в быту можно предложить заменители реальных предметов или фотографии).
  • Если угадывание все-таки необходимо, вносите в ситуацию элемент игры — хмурьтесь, приставляйте палец ко лбу, делайте все, чтобы ситуация угадывания становилась для ребенка смешной и интересной. С одной стороны, это сделает ваше неугадывание не столь неприятным, с другой стороны, у ребенка появится позитивный опыт переживания этой коммуникативной неудачи.
  • После успешного угадывания обязательно произнесите слово, обозначающее угаданный предмет, процесс, действие, в доступной для ребенка форме («Кач-кач», «Ляля», «Спать!» и т. д.)

  • Во-первых, для каждого вспомогательного средства применяйте синхронное озвучивание простым словом, это позволит одновременно и общаться с ребенком на доступном уровне, и развивать пассивный словарь, который затем будет переходить в активный.
  • Во-вторых, набор средств должен регулярно пополняться. Не ограничивайтесь усвоенными понятиями, все время вводите новые, которые соответствуют интересам ребенка и его потребностям.
  • В-третьих, пополняйте средства общения за счет развивающейся речи ребенка, используйте все вновь появляющиеся звуки и жесты.

Меняем подход