background picturebackground picture

Что-то я переживаю…

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

242

Рекомендации психолога слишком тревожным родителям

Каждые родители переживают за своего ребенка. Это совершенно нормально. Но одно дело волноваться из-за первого дня в детском саду или школе, болеть за маленького спортсмена на соревнованиях, иногда расстраиваться из-за плохой оценки, и совсем другое — постоянно доводить ребенка своими тревожными разговорами и неуверенностью до нервного истощения. О том, как не стать тем самым «тревожным родителем» и что делать, если вы уже переживаете по поводу и без, рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии РостГМУ (г. Ростов-на-Дону) Ольга Бойко.

Что такое тревожность?

Выражение «тревожный родитель» достаточно часто можно услышать от психологов. Считается, что тревожность — это черта личности, присущая характеру человека. Такие мамы или папы обычно переживают, беспокоятся по незначительным причинам. Тревожность может быть индивидуальной особенностью человека, это зависит от типа нервной системы. Обычно тревожные люди очень впечатлительные, ранимые. Однако даже родители с сильным типом нервной системы могут стать тревожными, если к этому располагают внешние факторы и обстоятельства.

Тревожность, которая является индивидуальной особенностью человека, обычно считается нормой.

В том случае, если тревожность — это признак органического или функционального нарушения в организме, человеку обязательно требуется помощь специалиста.

В тревоге как в эмоции нет ничего страшного. Это точно так же нормально, как боятся, радоваться, испытывать гнев или грусть.

Повышенную тревожность иногда специалисты воспринимают даже как положительное качество личности, которое говорит о том, что родитель беспокоится о ребенке, любит его. Однако это только в том случае, когда такие сильные чувства мама или папа испытывают не очень часто и не транслируют детям. Если же повышенная тревожность — это навязчивое состояние, с ним нужно бороться.

Чем мешает тревожность?

Обычно повышенная тревожность замещает собой все другие качества человека, его чувства и эмоции. Родители в такие моменты способны только переживать и передавать свои переживания ребенку. Детям в таких случаях гораздо сложнее адаптироваться в новых условиях. Например, если малыш впервые идет в детский сад или в школу, а мама нервничает больше, чем он, постоянно задавая ему вопросы и даже пугая, то ребенку будет крайне сложно влиться в коллектив.

Из-за излишних переживаний родителей дети нередко чувствуют себя беспомощными, им сложно даже справиться с проблемами, с которыми они уже должны справляться по возрасту самостоятельно. То есть тревожный родитель, по сути, говорит ребенку: «Ты не знаешь», «Ты не справишься сам», «Ты не умеешь, дай я сделаю».

Именно поэтому родителям очень важно следить за теми посланиями, которые они транслируют ребенку. В результате негативных посланий у ребенка формируется позиция, что он все равно ничего не добьется, нечего и пытаться. И даже потом, во взрослой жизни, таким детям бывает сложно перестроиться и обрести уверенность в себе.

Показывать ребенку, что вы за него волнуетесь и переживаете, обязательно нужно, но ни в коем случае не показывайте свои сомнения и страх перед неудачей. Только от родителей ребенок может получить необходимую поддержку.

Что же делать тревожным родителям?

Помните, что тревожиться — это нормально. Позволяйте себе переживать, но в разумных пределах и ни в коем случае не навязывая ваши чувства окружающим, особенно детям.

Позвольте ребенку ошибиться. Вы все равно не сможете предупредить все неудачи и помочь во всех делах.

Иногда для получения бесценного опыта достаточно всего одной ошибки. И в следующий раз ребенок уже сможет запомнить, как правильно поступать. Конечно, нужно быть рядом, поддерживать, в чем-то помогать, но нельзя всегда вести ребенка за руку.

В каждой семье обязательно должны быть непреложные правила, которые будут соблюдать и взрослые, и дети. Мама и папа должны поддерживать друг друга и помогать в борьбе с лишними переживаниями, не обесценивая их.

Разберитесь в причинах вашей тревожности. Попробуйте понять, почему вас так волнуют тройки за контрольную или неудачные соревнования. Возможно, причина кроется в вашем детстве. И стоит сначала разобраться с ней.

Несколько упражненией для борьбы с тревожностью

Ольга Бойко предлагает нашим читателям несколько полезных упражнений, которые помогут как родителям, так и детям в борьбе с излишними переживаниями.

«Шаги и дыхание»

Когда вы чувствуете, что волнение буквально зашкаливает, попробуйте это несложное упражнение.

Нужно будет делать шаги и дышать по определенной схеме: два шага — вдох, два шага — выдох. Постепенно вы можете увеличивать продолжительность выдоха — например, два шага — вдох, три шага — выдох и т. д.

В целом все дыхательные упражнения очень положительно влияют на снижение тревоги. Такая техника поможет перед экзаменом или сложным собеседованием, контрольной работой или непростым разговором.

«Апельсин»

Еще одно несложное упражнение на дыхание. Его можно выполнять сидя или стоя. Представьте, что у вас в животе находится шар размером с апельсин. Начните вдыхать и «надуйте» шар. Медленно вдыхайте носом, одновременно «надувая» апельсин в животе. Затем также медленно выдыхайте через рот. Повторяйте упражнение 10–20 раз.

«Квадратное дыхание»

Во время этого упражнения нужно дышать в четыре этапа.

Схема дыхания такая:

  • вдох в течение 4 секунд;
  • задержка дыхания на 4 секунды;
  • выдох в течение 4 секунд;
  • задержка дыхания на 4 секунды.

Повторять это упражнение нужно 10–20 раз. Можно делать от одного до трех подходов. Между подходами обязательно делайте перерывы. Выполнять это упражнение вам отлично поможет любой квадратный (или прямоугольный) предмет — например, книга, картина на стене, лист бумаги, нарисованный квадрат и т. д. Вдыхая, проводите взглядом по грани этого предмета. Эта техника отлично помогает успокоиться и привести мысли в порядок.

«Открытое море»

Это упражнение можно делать во время похода в магазин, по дороге в школу, в детский сад, на работу. Представьте, что вы большой корабль, который отходит от берега. С каждым новым шагом ветер наполняет ваши паруса, и вы плавно и уверенно движетесь в море. Каждое следующее движение все сильнее рассекает волны, и вы идете к своей цели.

«Безопасное место»

Во время тревожной ситуации вспомните место, в котором вы чувствуете себя максимально комфортно и уверенно, где можете расслабиться. Представьте, что вы находитесь в этом месте, закройте глаза, почувствуйте запахи вокруг, послушайте звуки.

«Зеркало»

Во время этого упражнения психолог рекомендует мысленно посмотреть на себя в зеркало, как будто со стороны. Поговорите сами с собой, задайте себе вопрос: «А что сейчас со мной происходит?», «Почему именно сейчас я испытываю это чувство». Назовите его. Спросите у себя: «Что мне нужно сейчас делать?», «Как я должен сейчас себя повести, чтобы себе помочь (помочь ребенку)?» Прочувствуйте, как откликается ваше тело на внутренние вопросы.

Знаменитый психолог Эрик Берн ввел понятие «психологические поглаживания». Он разделил их на положительные и отрицательные. В первом случае это похвала, поддержка, теплые, добрые слова. Во втором — критика и обесценивание.

Очень часто, находясь в тревожном состоянии, родители даже из лучших побуждений начинают критиковать ребенка, говорить, что у него ничего не получится, что он плохо подготовился и т. д. Такие «отрицательные поглаживания» никогда не приносят пользы и не настраивают на успех.

Чем больше в жизни ребенка будет «положительных поглаживаний» — поддержки, помощи, защиты, тем увереннее он будет чувствовать себя во взрослой жизни.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях