Поколения Z и А учатся при помощи Сети и СМИ
Современные дети лучше понимают цифровой мир, чем реальный. Обстановка в нем очень быстро меняется, и нужно уметь адаптироваться к этим переменам. Изучать процесс трансформации медиасреды и использовать эти знания для обучения детей позволяет медиаобразование. О нем рассказывает вице-президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования и медиакоммуникации Таганрогского института имени А.П. Чехова кандидат педагогических наук, доцент Ирина Челышева.
Несколько цифр о цифровом поколении
Сегодняшние дети и молодые люди вовлечены в digital-среду практически полностью. Об этом говорят результаты исследований:
- 100% имеют ноутбук или мобильный телефон;
- 70% постоянно ведут аккаунты в соцсетях;
- 30% имеют несколько сим-карт для мобильных телефонов, несколько ящиков электронной почты, несколько банковских карт;
- 80% не слушают музыку с компакт-дисков и не смотрят фильмы по телевизору;
- 15% находятся в Сети постоянно.
Особенности цифровых аборигенов
Существование в двух мирах — реальном и виртуальном — привело к тому, что медиасредства прочно вошли в нашу жизнь и стали обыденностью и повседневностью. Каждый современный человек, особенно ребенок, быстро погружается в информационный поток. Тут работает правило «8 секунд»: именно за это время интернет-пользователь успевает воспринять увиденную информацию и оценить, нужна ли и интересна она ему или нет.
Еще дети и подростки хорошо справляются с многозадачностью — они одновременно могут делать уроки и общаться в соцсетях, не испытывая при этом дискомфорта.
Пребывание в виртуальном пространстве имеет тенденцию к персонализации и независимости. Его основная черта — самостоятельность в работе с информацией, когда по отношению к ней более важным становится не стороннее мнение, а свое собственное. При этом личностное одобрение приобретает большое значение.
Из-за того, что реальное общение уходит на второй план, современные дошкольники, школьники и студенты легко переносят дистанцирование, что подтвердил опыт самоизоляции при пандемии.
Очень ценится цифровыми аборигенами свободный график. Они предпочитают индивидуальный подход к обучению.
В приоритете у молодых людей наших дней находятся самореализация, развитие и достойное материальное обеспечение.
Все эти новые черты и особенности требуют нового подхода к обучению и образованию.
Что такое медиаобразование
Цель медиаобразования — подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной медиаинформации; научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику; овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и творчески использовать возможности медиаресурсов, включая кино (кинопедагогика), интернет, радио, прессу, ТВ.
Медиаобразование — двусторонний процесс: это и изучение медиа, понимание того, для чего оно предназначено, что оно дает человеку, и умение интерпретировать контент и создавать свой собственный, и обучение с использованием медиасредств.
Оно призвано воспитывать и развивать культуру в сфере медиа, вооружать знаниями в сфере теории и практики медиа, развития восприятия, анализа, интерпретации произведений медиакультуры, критического мышления, коммуникации, творческого самовыражения.
Возможности и задачи кино- и медиаобразования
- Развитие критического и аналитического мышления, творческих способностей и лидерских качеств.
- Формирование нравственных установок и ценностных ориентаций.
- Становление мировоззренческих позиций посредством общения с произведениями медиакультуры.
- Развитие умений навигации в медиасфере (медиаэтикет и медиабезопасность).
- Не только овладевание системой знаний, но и освоение универсальных способов действий с этими знаниями — самостоятельное использование информации.
Как использовать?
Применять медиаобразование можно и в учебной, и во внеурочной деятельности. В обучении используют интеграцию элементов кинообразования и медиапедагогики в учебные предметы: создание видеороликов, разработка таймлайнов или интерактивных карт для школьных уроков.
Для внеурочных занятий создают медиатворческие объединения: школьные кино- и медиастудии, школьное телевидение, редколлегии, студии анимации и т. д., а также факультативные кино- и медиаклубы, факультативы по кинопедагогике, фотографическому искусству и др.
Формы кинопедагогики и медиаобразования
Форматы заданий и занятий делятся на три группы.
- Практические: подготовка фильма, телепередачи, репортажа, блога, афиш, плакатов, фотографий, материалов в социальных сетях, блогах и т. д.
- Эвристические, игровые: циклы творческих заданий по материалам медиакультуры; викторины, конкурсы, диспуты, конференции по различным темам, связанным с медиакультурой; экскурсии, встречи с деятелями медиакультуры и т. д.
- Письменные творческие работы: написание эссе, рецензии, репортажа, статьи, интервью, мини-сценария и т. д.
Примеры применения
Формы медиаобразования на материале кинематографа могут быть разными.
- Устные: вступительное слово перед просмотром, обобщение увиденного после просмотра, обсуждение и анализ; чтение и обсуждение медиакритических материалов.
- Письменные: рецензии на фильм (в том числе сравнительные на экранизацию); сочинение по фильму; отзывы: рецензирование, реферирование литературы о кино; переложение на язык фильма отрывка из литературного произведения (написание сценария); создание школьных уголков кино.
- Игровые: рисунки, коллажи на темы просмотренного фильма; составление сюжета из разрозненного набора кадров; киновикторины, киновечера и киноутренники; выставки и т. д.
Мы все так или иначе занимаемся медиаобразованием ежедневно, не прилагая специальных усилий. Когда читаем разные блоги или публикации, то сравниваем источники и развиваем критическое мышление. Когда определяем, на какие группы и каналы подписываться в соцсетях, настраиваем свое медиаполе. Повышение собственной цифровой грамотности поможет научиться быстрой адаптации к стремительно меняющейся обстановке и оставаться в едином пространстве с ребенком, говорить с ним на одном языке.