Успехи в точных науках больше зависят не от способностей, а от мотивации и самооценки — и на них можно повлиять
Математику в школе учат все, но одни на всю жизнь влюбляются в красоту и стройность математических построений, а другие выносят из школы неприязнь к уравнениям и логарифмам. Эта неприязнь распространяется даже на такие необходимые в повседневной жизни операции, как расчет времени в пути до аэропорта или вычисление процентов по кредиту. Почему математическая грамотность нужна всем и как помочь ребенку ее освоить?
Наука на каждый день
Составители международного теста PISA, по которому оценивают образовательные достижения 15-летних школьников, понимают под математической грамотностью «способность определять и понимать роль математики, высказывать обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем».
Конечно, научные проблемы в будущем будут волновать лишь малую часть нынешних школьников. Однако повседневные математические задачи встают перед каждым. Владение аппаратом математики позволяет эффективно распоряжаться временем и деньгами, принимать грамотные решения в ситуации неопределенности, избегать мошенников и финансовых пирамид, находить выгодные предложения в супермаркете или на распродаже.
Язык Вселенной и ключ к навыкам XXI века
Умение мыслить математически способствует выработке критического мышления — одного из важнейших навыков XXI века. Работа с цифрами помогает понять, можно ли доверять социологическим опросам, позволяет видеть ограничения статистических методов, вовремя распознавать манипуляции. В этом отношении математика полезна и при поиске ответов на сложные вопросы общественной жизни.
Математика — это еще и универсальный способ описания мира, в котором мы живем, и его закономерностей. Галилей утверждал, что «книга Природы написана языком математики». К сожалению, мало кто из взрослых с ходу вспомнит, что такое числа Фибоначчи или правило золотого сечения, хотя это не отвлеченные понятия, а способ представления природных явлений. Математический аппарат хорошо описывает окружающий мир, начиная с субатомного уровня и заканчивая загадками космического масштаба. Даже теория относительности Эйнштейна была бы невозможна без открытий математиков Римана и Лобачевского, сделанных за десятилетия до него.
Причины нелюбви к математике
Объясняя, почему так много людей недолюбливают самую точную из наук, математик Эдуард Френкель, автор книги «Любовь и математика», приводит интересную аналогию: «Представьте, что вас заставили пойти на уроки живописи, где учили красить забор и ни разу не показали работы мастеров. Спустя много лет вы расскажете своим друзьям, что терпеть не могли художественную школу и у вас ничего не получалось. На самом деле у вас просто не получалось красить забор. Так же и с математикой: чтобы научить детей ценить ее красоту и мощь, нужно связать ее с повседневными делами».
Среди причин нелюбви к предмету многие действительно называют методы преподавания и оторванность математических задач от жизни.
Неприятию математики в школе способствуют миф о том, что математическая успешность зависит от врожденных способностей, и уверенность в том, что математика не может быть интересной.
Все это еще в детстве отбивает желание учиться и приводит к появлению «страха математики», которому подвержены примерно 20% людей. Однако боязнь вовсе не равна отсутствию способностей, и родители при желании могли бы показать ребенку, что математика не так страшна, что она может быть увлекательной.
Как поддержать интерес к занятиям
Создать комфортную обстановку
Первое и главное, что родители могут сделать, — создать для ребенка позитивную и безопасную атмосферу во время занятий. Даже если в школе предмет вызывает трудности, вы все равно можете поощрять занятия математикой дома. Для этого нужно уметь задавать наводящие вопросы, хвалить за усердие и показывать, что не нужно бояться ошибок. Это снизит уровень математической тревожности у ребенка.
Помочь поверить в себя
Часто, когда у ребенка что-то не получается, он прибегает к универсальной отговорке: «Увы, математика — это не мое, я гуманитарий». Однако исследование Института образования НИУ ВШЭ показало, что роль математических способностей сильно преувеличена. Успеваемость по математике гораздо сильнее зависит от самооценки и мотивации ребенка. Самое интересное открытие — что интерес к математике мало связан с предыдущими достижениями. А значит, заинтересовать задачами можно даже круглого двоечника, если помочь ему поверить в свои силы.
Играть в математические настольные игры
Для математических операций нужно развитое абстрактное мышление, а детям более свойственно мышление образное. Настольные игры позволяют «материализовать» математику, сделать ее осязаемой. С их помощью можно легко выучить таблицу умножения, удобно «прокачивать» геометрию или даже развивать комплексное стратегическое мышление.
Использовать образовательные ресурсы
Дошкольникам и младшеклассникам точно понравится проект «Мышематика». Задачки можно описать как «математическое творчество»: нарисовать домик, не отрывая карандаша от бумаги, или получить новое число из спичек, передвинув всего одну. Такие логические задачи — лучший способ показать ребенку, что математика — это весело.
Портал «Реши-пиши» предлагает математические квесты и задания для детей примерно 4–10 лет. Есть разделы с алгоритмами, числовыми рядами, дробями и пространственными задачами. Любую задачу можно распечатать и решать на бумаге; для каждой указан возраст, на который она рассчитана.
Сайт «Математические этюды» подойдет детям, у которых развит визуальный канал восприятия информации. Интерактивная визуализация помогает прояснить суть математических правил и решать практические задачи — например, найти самый короткий путь или рассчитать, сколько рулонов обоев понадобится для ремонта в детской.
Источник:
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»
Фото: Коллекция/iStock