Что такое ранняя комплексная помощь и как ее получить

Диагностическое направление

1. Медицинская диагностика

2. Психолого-педагогическая диагностика

3. Диагностика семейной и социальной ситуации развития

Лечебно-восстановительное направление

Коррекционно-педагогическое направление

Учитель-дефектолог:

  • поможет определить особенности социального и познавательного развития ребенка (уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений и навыков с предметами-игрушками);
  • разработает индивидуальную программу развития ребенка;
  • проведет коррекционно-развивающие занятия с малышом в присутствии родителей;
  • обучит родителей приемам стимуляции познавательного развития.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог):

  • поможет определить, слышит малыш или нет, подобрать вместе с врачом-сурдологом слуховой аппарат и настроить его;
  • выявит особенности психоречевого и социального развития ребенка;
  • разработает индивидуальную программу развития ребенка;
  • проведет цикл коррекционно-развивающих занятий с малышом с включением родителей;
  • познакомит и обучит родителей способам взаимодействия с малышом, созданию речевой и коррекционно-развивающей среды дома.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

  • поможет определить, как видит малыш, подготовить к обследованию зрения;
  • выявит особенности социального и познавательного развития ребенка с нарушением зрения;
  • разработает индивидуальную программу развития ребенка;
  • проведет цикл коррекционно-развивающих занятий с малышом с включением родителей;
  • познакомит и обучит родителей способам взаимодействия с малышом, созданию коррекционно-развивающей среды дома.

Логопед:

  • поможет определить особенности доречевого и раннего речевого развития ребенка;
  • подберет педагогические методы и приемы по стимуляции развития речевых возможностей малыша;
  • разработает индивидуальную программу по активизации предпосылок к развитию речи;
  • проведет занятия по стимуляции речевого развития ребенка;
  • обучит приемам стимуляции речевого развития детей младенческого и раннего возраста.

Психолог:

  • поможет изучить особенности эмоционального развития малыша;
  • проконсультирует родителей по вопросам развития, воспитания и обучения малыша в семье;
  • посоветует наиболее адекватные способы общения с ребенком, исходя из его возрастных и психофизиологических особенностей;
  • окажет психологическую поддержку родителям, поможет им найти выход из трудной жизненной ситуации, подобрать наиболее оптимальные способы эмоционально-развивающего общения.

Где получить помощь?

  • В организациях здравоохранения: обследование ребенка от 0 до 3 лет проводится в медицинских учреждениях, где на сегодня есть центры ранней помощи (например, Центр психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, Центр восстановительного лечения для детей от рождения до 3 лет жизни при городской клинической больнице № 13 г. Москвы).
  • В образовательных организациях: ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается в психолого-педагогических центрах системы образования (например, ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»), службах ранней помощи (Служба ранней помощи ГБОУ Свердловской области «Центр „Дар“»).
  • В благотворительных фондах, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях (например, благотворительный фонд «Даунсайд Ап», региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики», автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»).

Как найти учреждения?

Марина Любимова, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии МПГУ