Цель такой помощи — компенсация нарушений и социальная адаптация ребенка
Ранняя помощь — это комплекс услуг, оказываемых разными ведомствами детям с ОВЗ, детям-инвалидам, детям из групп риска и оказавшимся в социально опасном положении. Это совокупность социальной поддержки особых детей, охраны здоровья и специального образования.
Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности команды специалистов разного профиля.
Конечная цель оказания ранней помощи — создание комфортной и благоприятной для жизни среды с доступным и качественным дошкольным образованием.
Система ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи включает несколько направлений. Эти направления нацелены на компенсацию нарушений и социальную адаптацию ребенка раннего возраста.
Диагностическое направление
Ранняя диагностика позволяет выявить факторы риска (генетические, медицинские, социальные) и определить уровень психофизического развития ребенка. Такая диагностика предполагает совместную работу разных специалистов и позволяет составить программу ранней помощи.
1. Медицинская диагностика
Шкала Апгар — балльная оценка новорожденного в первые минуты жизни.
Неонатальный скрининг — бесплатное массовое обследование новорожденных на наличие некоторых генетических заболеваний; аудиологический скрининг — определение с помощью специального оборудования наличия или отсутствия слуха у малышей на 4-е сутки жизни (с 2008 года в России проводится всем новорожденным);
Неврологическое обследование и оценка поведения младенцев проводится по шкале Бразелтона.
Первичное обследование зрения: определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом). Применяются также электрофизиологические методы исследования зрительной системы.
Для изучения неврологического статуса ребенка проводятся электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ), магнитная энцефалография (МЭГ), УЗИ, компьютерная томография (КТ), магниторезонансная томография (МРТ).
2. Психолого-педагогическая диагностика
Проводится на основе наблюдений, анкетирования родителей и последующей оценки реакций и поведения ребенка в соответствии со шкалой или нормативами. Наиболее известны Шкала Гезела (оценка реакций и поведения ребенка в процессе наблюдения), KID-шкала, CDI-шкала (оценка развития по нормативным показателям развития когнитивной, двигательной, речевой сферы, навыков самообслуживания и социальных навыков).
3. Диагностика семейной и социальной ситуации развития
Может проходить как в форме анкетирования, так и через выполнение родителями заданий специалистов (например, нарисовать в круге всех членов семьи до рождения ребенка, в момент рождения и после рождения).
Лечебно-восстановительное направление
Лечебно-восстановительное направление (функциональная диагностика, массаж, ЛФК, медикаментозная терапия, ортопедическая помощь, физиотерапия) вместе с коррекционно-развивающей помощью обеспечивает условия для компенсации нарушений функциональных систем у детей раннего возраста с ОВЗ.
Коррекционно-педагогическое направление
Коррекционно-педагогическое направление предполагает в первую очередь оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Такая помощь направлена, прежде всего, на нормализацию психоэмоционального состояния родителей и принятие новой жизненной ситуации. Важным направлением являются информационная поддержка и нормативно-правовая навигация семьи. Также специалисты должны включить родителей в коррекционный процесс, оказать методическую поддержку, для того чтобы родители научились взаимодействовать и выполнять задания и упражнения с ребенком.
Если у ребенка обнаружены особенности здоровья и развития, у родителей возникает множество вопросов, на которые они ищут и не всегда могут найти ответ: чем, как и где заниматься, чему учить, как воспитывать?
Родители таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой к следующим специалистам.
Учитель-дефектолог:
- поможет определить особенности социального и познавательного развития ребенка (уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений и навыков с предметами-игрушками);
- разработает индивидуальную программу развития ребенка;
- проведет коррекционно-развивающие занятия с малышом в присутствии родителей;
- обучит родителей приемам стимуляции познавательного развития.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог):
- поможет определить, слышит малыш или нет, подобрать вместе с врачом-сурдологом слуховой аппарат и настроить его;
- выявит особенности психоречевого и социального развития ребенка;
- разработает индивидуальную программу развития ребенка;
- проведет цикл коррекционно-развивающих занятий с малышом с включением родителей;
- познакомит и обучит родителей способам взаимодействия с малышом, созданию речевой и коррекционно-развивающей среды дома.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог):
- поможет определить, как видит малыш, подготовить к обследованию зрения;
- выявит особенности социального и познавательного развития ребенка с нарушением зрения;
- разработает индивидуальную программу развития ребенка;
- проведет цикл коррекционно-развивающих занятий с малышом с включением родителей;
- познакомит и обучит родителей способам взаимодействия с малышом, созданию коррекционно-развивающей среды дома.
Логопед:
- поможет определить особенности доречевого и раннего речевого развития ребенка;
- подберет педагогические методы и приемы по стимуляции развития речевых возможностей малыша;
- разработает индивидуальную программу по активизации предпосылок к развитию речи;
- проведет занятия по стимуляции речевого развития ребенка;
- обучит приемам стимуляции речевого развития детей младенческого и раннего возраста.
Психолог:
- поможет изучить особенности эмоционального развития малыша;
- проконсультирует родителей по вопросам развития, воспитания и обучения малыша в семье;
- посоветует наиболее адекватные способы общения с ребенком, исходя из его возрастных и психофизиологических особенностей;
- окажет психологическую поддержку родителям, поможет им найти выход из трудной жизненной ситуации, подобрать наиболее оптимальные способы эмоционально-развивающего общения.
В учреждениях здравоохранения и специального образования специальные педагоги, логопеды, психологи оказывают родителям необходимую помощь и поддержку в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Где получить помощь?
- В организациях здравоохранения: обследование ребенка от 0 до 3 лет проводится в медицинских учреждениях, где на сегодня есть центры ранней помощи (например, Центр психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, Центр восстановительного лечения для детей от рождения до 3 лет жизни при городской клинической больнице № 13 г. Москвы).
- В образовательных организациях: ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается в психолого-педагогических центрах системы образования (например, ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»), службах ранней помощи (Служба ранней помощи ГБОУ Свердловской области «Центр „Дар“»).
- В благотворительных фондах, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях (например, благотворительный фонд «Даунсайд Ап», региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики», автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»).
Как правило, в таких центрах ранней помощи работают междисциплинарные команды специалистов: логопеды, педагоги-психологи, врачи (реабилитологи, неврологи, психиатры, офтальмологи, сурдологи, ортопед), социальные педагоги.
Как найти учреждения?
Родители могут узнать, где оказывается ранняя помощь в данном регионе, в организации здравоохранения региона — при прохождении диагностики с ребенком. Другой способ — найти в интернете адрес регионального органа управления образованием и там поинтересоваться возможностью получить раннюю помощь. Наконец, можно найти в социальных сетях сообщества родителей особых детей и задать этот вопрос им.
Источники:
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 года)
Л.И. Аксенова «Абилитационная педагогика. Учебное пособие для академического бакалавриата» (Юрайт, 2018)