background picturebackground picture

Что такое примерная программа воспитания

Школьники

2351

С ее помощью школы смогут создавать собственные воспитательные программы

С 1 сентября 2020 года во всех школах России началось внедрение примерной программы воспитания. В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения по вопросам воспитания, а на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию был принят проект программы. Она построена по принципу конструктора: школы смогут сами выбирать ее компоненты.

«В базовом законе об образовании понятие „воспитание“ употребляется очень много раз, но до принятия изменений в нем не было указано, что каждая образовательная организация обязана иметь некую норму по проведению воспитательной работы, — рассказывает ректор МГПУ Игорь Реморенко. — Теперь же отдельная программа воспитательной работы будет во всех образовательных организациях (исключение — магистратура и аспирантура)».

Для чего нужна новая программа

Новая программа воспитания разработана в Институте стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России. В 2019 году она прошла апробацию в 730 российских школах.

Цифровизация, интернет и мультикультурность современного общества требуют нового системного подхода к воспитательной работе в школе. Поэтому разработчикам пришлось пересмотреть накопленные знания в этой сфере и обновить устоявшийся взгляд на проблемы воспитания. Особенности новой программы — краткость, доступность, модульность и демократичность.

«Основой изменений могут стать документы, которые позволяли бы школе выстраивать воспитательный процесс системно, но с максимальным учетом ее особенностей и максимально просто, — поясняет главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова. — Таким документом мы постарались сделать примерную программу воспитания. Что лежит в основе ее создания? Первое — это основные положения и принципы научной школы Людмилы Ивановны Новиковой,  второе — богатейший опыт воспитания отечественных образовательных организаций и знание опыта зарубежных школ. С помощью новой программы мы хотели решить центральные проблемы — имитацию воспитания и бюрократизацию воспитания».

Задача примерной программы воспитания — помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, которые помогут детям успешно социализироваться и наладить гармоничные взаимоотношения с окружающими. 

«Примерная программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией», — написано в пояснительной записке документа. 

Примерная программа воспитания задумана как гибкая система. Это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных форм и способов работы с детьми. На предлагаемой основе школы разрабатывают собственные рабочие программы воспитания, используя разделы примерной программы как конструктор. Они могут добавлять нужные и удалять неактуальные материалы.

Четыре основных раздела

Тем не менее воспитательная программа каждой школы должна включать в себя обязательные разделы.

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Он посвящен специфике самой школы: особенностям расположения и социального окружения, источникам положительного или отрицательного влияния на детей, значимым партнерам школы, описанию контингента учащихся, оригинальных воспитательных находок школы, а также важным для школы принципам и традициям воспитания.

Цель и задачи воспитания

В этом разделе формулируются цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения. Основные направления при этом прописаны в примерной программе.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) приоритет отдается созданию благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества.

В воспитании подростков (уровень основного общего образования) основные усилия, по мнению создателей программы, необходимо направить на развитие ценностных отношений к семье, труду, отечеству, природе.

В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) особое внимание уделяется приобретению школьниками опыта участия в социально значимых делах, заботе о семье, родном городе или селе, стране в целом.

Виды, формы и содержание деятельности

Данный раздел описывает способы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели и задачи воспитания. Он может состоять из нескольких модулей, одни из которых изменять нельзя (инвариантные модули), а другие — можно (вариативные). Каждый модуль ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Анализ своей воспитательной работы школа проводит собственными силами. В четвертом разделе описывается этот процесс с указанием направлений самоанализа. Он необходим для выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Основными направлениями анализа могут быть результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников и состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Один из главных факторов, на основе которого проводится анализ, — это наличие в школе интересной, насыщенной и развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

У каждой школы свои возможности

При разработке собственной рабочей программы воспитания школа имеет право включать в нее те вариативные модули, которые зависят от кадровых и материальных ресурсов школы, воспитательных целей и задач.

Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, каждая школа по заданному в примерной программе образцу сможет добавлять в свою рабочую программу собственные модули. 

Выбор нового модуля школы проводят с учетом определенных условий:

  1. он отражает реальную деятельность школьников и педагогов;
  2. эта деятельность является значимой для школьников и педагогов;
  3. она не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Разработчики документа настаивают, что рабочая программа воспитания, которую образовательная организация создает на основе примерной, должна быть краткой и ясной, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

Создатели примерной программы напоминают, что сама по себе она не инструмент воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.

   

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях