background picturebackground picture

Что такое эмпатия и как ее развивать

Младенцы

684

Способность «вчувствоваться» в другого человека возникает в младенчестве в общении с матерью и предотвращает развитие у ребенка нарциссических черт

Умение сопереживать и ставить себя на место другого человека необходимо всем нам, потому что позволяет жить и работать вместе, строить отношения, сотрудничать, понимать и поддерживать друг друга. Но в эпоху индивидуализма каждый хочет быть автономным и самодостаточным, а других людей воспринимает как конкурентов. Умение внимательно относиться к переживаниям другого человека оказывается под угрозой. Как вырастить ребенка, который не утратит способность сочувствовать? Что мы можем сделать для развития эмпатии с самого раннего возраста?

Откликнуться на состояние другого человека

Термин «эмпатия» возник в первой половине XX века в результате перевода немецкого Einfühlung (вчувствование) на английский. Так появилась empathy (эмпатия) по аналогии с sympathy (сочувствие, сопереживание). Глагол «вчувствовать(ся)» встречается в литературе немецкого романтизма, предлагающего определять познание через процесс вчувствования как метод постижения природы и искусства через способность человека чувствовать себя в окружающих объектах. Как это связано с эмпатией?

Эмпатия — это наш отклик через сопереживание на состояние и чувства другого человека. Такая реакция состоит из двух частей: понимания того, что происходит с другим, и наших ответных чувств, мыслей и поступков. 

Обычно эмпатия начинает «работать», когда мы наблюдаем другого человека, испытывающего сильные эмоции, например, боль, гнев, восторг. Рассказы человека, который делится с нами своим состоянием, тоже вызывают в нас сопереживание, мы проникаемся его историей, его надеждами, трудностями, чувствами. Но сопереживать можно не только реальным людям, но и героям фильмов и книг.

Оценивать или принимать: в чем разница?

Почему сегодня так востребована эмпатия? Наш век называют веком нарциссизма. Многие сегодня больше ориентируются на внешние требования, а не на внутренние. Имидж, внешнее впечатление иногда гораздо важнее, чем более глубокие, сущностные представления. Рейтинги и конкуренция пронизывают жизнь человека с самого детства. Дети, живущие в семьях, где их постоянно оценивают, критикуют или хвалят (чаще всего преувеличивая и провалы, и достижения), рискуют к взрослому возрасту приобрести нарциссические черты.

Родители таких детей не умеют им сопереживать, не откликаются на их состояние эмпатически. Чувства ребенка, особенно негативные, не принимаются. Близкие отношения в семье не возникают и не развиваются.

Во многих семьях наблюдается то, что психологи называют «условным принятием». В них ребенка принимают, только если он соответствует каким-то требованиям. В результате ребенок не может распознавать собственные чувства и опираться на них. Образуются так называемые эмпатические провалы, которые в будущем могут вызвать нарциссические расстройства.

А что происходит в других семьях, где взрослые проявляют эмпатию по отношению к ребенку, видят и принимают его чувства? Он получает подтверждение своего переживания и нормальности того, что с ним происходит. «Если я переживаю, значит, я существую». Таким образом ребенок получает подтверждение не просто своих переживаний, но и самого своего существования.

«Если ребенок этого не получает, если его постоянно оценивают с точки зрения внешних требований, идеалов, желаний родителей, то у него не формируются важные структуры его переживания. Вообще переживание как таковое не формируется», — предостерегает психолог, специалист по эмпатии Татьяна Карягина.

Первые проявления эмпатии

С чего начинается развитие эмпатии? Первая, самая ранняя эмпатическая реакция человека — плач младенца в ответ на плач другого младенца. Это особый плач, который не похож на младенческие крики, сигнализирующие о голоде или об испуге. Если говорить о мозговых механизмах, то можно предположить, что, когда младенец слышит плач другого младенца, в его мозге активируются те отделы, которые были бы задействованы при его собственном плаче. Такое замещающее переживание чужого неблагополучия младенец выражает единственным доступным ему способом — плачем.

Подобное отзеркаливание в обе стороны присутствует и в отношениях младенца со значимыми взрослыми. Как поступает мама, когда ребенок выражает свое состояние плачем или, наоборот, улыбкой, гулением, смехом? Во-первых, хорошая мать «отражает» состояние малыша, его мимику, звуки. Во-вторых, она называет его состояние и объясняет его, даже если общается с новорожденным. Она говорит: «Ой, мой маленький, тебе плохо, ты голоден» или «Ой, ты испугался, что мама ушла». И конечно же, она его утешает. Она говорит: «Мама вернулась, мама всегда будет возвращаться, мама всегда будет с тобой». Тут важны не столько слова, сколько интонация, жесты, прикосновения.

Эксперимент «Каменное лицо»

Американский ученый Эдвард Троник в 1975 году провел эксперимент «Каменное лицо».

В начале эксперимента мама и ребенок настроены друг на друга, мама активно участвует в общении с ребенком, реагируя на все его проявления. Затем мама делает «безжизненное лицо» и перестает отвечать на действия малыша: смотрит на него, но никак с ним не взаимодействует. Практически моментально ребенок начинает протестовать против потери контакта. Мы видим, как включаются защитные реакции девочки. Она инстинктивно пытается повторить все свои действия, которые прежде вызывали реакцию матери. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на дочь, та перестает кричать и плакать и постепенно успокаивается.

https://www.youtube.com/embed/EjWG8w1RDQo

В эксперименте Троника эмоциональный контакт восстанавливается довольно быстро, поэтому «каменное лицо» не наносит ребенку вреда.

Если же младенец подолгу находится в таких ситуациях, когда на его переживания не реагируют, — мама в депрессии или в семье не принято общаться с малышами, — то у него возникнут сложности с развитием эмоциональной сферы и эмпатии.

Мама показывает ребенку образец того, как надо откликаться на переживание другого человека. «Период первого года жизни, симбиоза с матерью — это период, когда у них одно на двоих разделенное внимание, разделенные переживания, разделенные чувства и разделенная эмпатия», — считает Татьяна Карягина. Так что задача матери и любого другого значимого взрослого — дать ребенку примеры всех «стратегий» переживания, овладения чувствами, которые он сможет усвоить, присвоить и в дальнейшем применять.

Механизм эмпатии — зеркальные нейроны

Пониманию механизмов эмпатии способствовало открытие зеркальных нейронов в 1990-х годах. Речь идет о механизмах работы мозга, которые в некотором смысле приравнивают восприятие к действию. Это означает, что, если мы наблюдаем какое-то действие или состояние другого человека, в нашем мозге возникает возбуждение в тех же отделах, что и в случае, когда бы мы сами выполняли это действие. Другими словами, у нас на уровне нейронных реакций формируется некоторая модель действия или состояния другого человека.

Считается, что в ходе эволюции этот механизм возник для более быстрого, практически мгновенного понимания сородича. Мы понимаем сородича, ощутив внутри, через сопереживание, то же, что чувствует он.

Этот механизм отличается от умозаключений, выдвижения и проверки гипотез. Мы не оцениваем извне, мы не подводим его поведение под какие-то стереотипы или теории, мы пытаемся уловить, как он ощущает эту ситуацию изнутри.

Механизм эмпатии имеет биологическую основу, но ее можно и нужно развивать как высшую психическую функцию человека. «Чем больше мы узнаём о мозговых механизмах эмпатии, чем больше появляется данных нейронауки, тем сильнее проявляется тенденция понимать эмпатию как нечто автоматическое, непроизвольное, рефлекторное; что-то такое, что мозг делает за нас, — замечает Татьяна Карягина. — Но это совсем не так. Эмпатия — это очень человеческое, она обусловлена, опосредована культурой, речью, нормами и правилами человеческого общежития, нравственными ценностями».

   

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях