background picturebackground picture

Что такое чувство ритма и как его развить

Раннее детство

338

Выработать у ребенка музыкальность помогут стишки, песенки, потешки и другой фольклорный материал

Чувство ритма — врожденная способность человека. Как и любое врожденное качество, его можно развить с помощью занятий. О том, как возникает чувство ритма и что делать, чтобы его развить, рассказывает Мария Пукач — учитель-дефектолог, логопед, педагог ресурсного центра поддержки семей «Академия Со-единение».

Где именно в мозге рождается ритм

Чувство ритма тесно связано с электрической активностью мозга. За него отвечает ствол — своего рода его промежуточный отдел, находящийся рядом со спинным мозгом. Здесь располагаются важнейшие жизнеобеспечивающие центры: центр терморегуляции, центр дыхания, область, отвечающая за глотательный рефлекс. То есть это отдел мозга, без нормальной работы которого человек не сможет жить.

В 1975 году нейробиологи экспериментальным путем установили, что основной способ аккумуляции электрической активности в стволе головного мозга — это музыка. Получается, что ритм позволяет мозгу аккумулировать электрическую энергию, необходимую для его работы. Вторым открытием стало то, что ритм активизирует волновую активность в различных участках мозга, позволяя ему возбуждаться или успокаиваться. Это зависит от того, какой именно ритм влияет на мозг в данный момент.

Само по себе чувство ритма — это врожденное свойство мозга. Но наш мозг развивается в зависимости от тех условий, которые ему созданы. Поэтому это качество можно развивать — в рамках культуры или через специальные занятия. Если в культуре, где растет ребенок и развивается его мозг, присутствует много ритма и музыки, то это свойство будет развиваться успешнее. Яркий пример — африканские культуры, представители которых, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом и чувством ритма.

Фольклор как «база» для развития чувства ритма

Развить чувство ритма в ребенке вполне реально. Для этого подходит любая ритмически нагруженная продукция: песни, стихи, потешки, танцы. Самый богатый материал для развития чувства ритма у маленького ребенка — это адаптированный для детей фольклорный материал. Он содержит ритмические последовательности в том количестве, которое в состоянии воспринять и обработать детский мозг.

Фольклор также апеллирует к опыту детей, потому что использует аналогии, которые присутствуют в детской жизни. Мозг маленького ребенка всегда хорошо отзывается на то, что непосредственно связано с детским жизненным опытом: смена времен года, транспорт, животные. Обычно это небольшие по размеру и простые по ритму конструкции, которые легко воспроизводятся.

Даже ребенок с небольшим словарным запасом или ритмическим инструментарием может присоединиться и воспроизвести эти образцы. Например, попробуйте вместе с малышом повторять небольшие стихотворения со сменой ритма.

Слон, слон, слон, слон,

К нам пришел большущий слон!

Очень любит топать он.

Слон, слон, слон, слон!

  

Пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов

Била бой.

  

Мишка, Мишка, где штанишки?

Потерял, потерял.

На базаре на орешки

Променял, променял.

   

Лу-у-у-унь плывет, лу-у-у-унь

плывет, лу-у-у-унь плывет… (протяжно)

Галки летят, галки летят, галки

летят! (быстро и громко)

   

На лошадке скачем, скачем:

Цоки-цок, цоки-цок.

Упадем и не заплачем:

Цоки-цок, цоки-цок.

   

Стуки-стуки, барабаны.

Стуки-стуки, барабаны.

Ай, чики-чики-чики, барабанчики.

  

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

  

Что в горбу? Денежки.

(стучим в такт по спине ребенка)

Кто клал? Дедушка.

Чем клал? Ковшичком.

Каким? Позолоченным,

Сверху медью околоченным.

   

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Закружилась голова.

  

Я сидел что было сил и руками шевелил.

А когда совсем устал, «Хватит!» — строго я сказал.

Не хотят они уняться — всё сильнее шевелятся.

Мы тогда поступим так: мы прогоним шевеляк!

Кш-кш-кш-кш-кш!

(шевеляки перебежали на плечи)

Я сидел что было сил и плечами шевелил.

А когда совсем устал, «Хватит!» — строго я сказал.

Не хотят они уняться — всё сильнее шевелятся.

Мы тогда поступим так: мы прогоним шевеляк!

Кш-кш-кш-кш-кш!

(шевеляки перебежали на уши, можно добавлять щеки, ноги и другие части тела)

Игры со сменой ритма предполагают чередование быстрого и медленного ритма. Одновременно с различными стихами и песнями предлагайте детям отбивать ритм руками — или делайте это за них.

Не фольклором единым: как еще развить чувство ритма

Помимо стихов и потешек, есть и другие способы развить врожденное чувство ритма в ребенке. Среди подходящих для младенцев и детей раннего возраста — петь свою любимую песню и в то же время мягко покачивать ребенка в такт. Такое движение в темпе помогает развить восприятие музыкального ритма у ребенка.

Дошкольникам также важно показывать, как музыка влияет на ритм движений тела. Когда маленький ребенок видит, как вы качаетесь, постукиваете ногой или танцуете, он, скорее всего, захочет повторить эти движения. Пример взрослых — ключ к выработке привычки ребенка двигаться под музыку и развитию его чувство ритма.

Можно также использовать реквизит: дайте ребенку бубен или барабан, возьмите тот же инструмент для себя, включите музыку и играйте вместе под любимые песни. Научиться чувствовать ритм помогает не только звук инструмента, но и движения, задействованные в игре на нем.

Чтобы дети чувствовали себя комфортно в разных музыкальных ритмах, нужно слушать вместе с ними разные жанры музыки. При этом полезно использовать воображение и двигаться в такт — движения и здесь играют ключевую роль в выработке чувства ритма. Во время таких игр обязательно хвалите ребенка, одобряйте придуманные им движения и повторяйте их вместе с ним.

  

Беседовал Игорь Александров

Фото: Pexels, Pixabay

Поделиться в соцсетях