background picturebackground picture

Азбука интернет-общения для детей

Цифровая среда

817

Как вести себя в Сети, чтобы избежать неприятностей и получить удовольствие

Когда ребенок идет в детский сад, а потом и в школу, он начинает проводить значительно больше времени с детьми и взрослыми, которые не так близко его знают, как его домашние. Тут ему пригодятся навыки корректного общения, которым родители обучали с раннего детства. Проходит еще несколько лет, и ребенок становится пользователем интернета — самое время объяснить ему основы этикета в сети.

Сетевой этикет еще называют «нетикетом» (англ. «net», «сеть» + «этикет»). Правила поведения в виртуальном мире универсальны для всех возрастов, но применительно к детям они имеют некоторые особенности. Пока дети еще не стали опытными пользователями с устоявшимся стилем общения, их стоит ознакомить с нетикетом. Наряду с правилами безопасности в интернете эти несложные рекомендации помогут грамотно управлять своей свободой в неограниченном пространстве Сети.

Когда стоит дать ребенку доступ в интернет?

Если нет противопоказаний (например, рекомендаций окулиста), каждый родитель вправе решать сам, в каком возрасте позволить ребенку осваивать компьютер и сколько времени проводить в сети. Однако педиатры не рекомендуют «выпускать» в интернет дошкольников — по большому счету им там делать нечего, а обучающие видео и мультфильмы можно смотреть в скачанном виде.

Официальных рекомендаций на этот счет нет, но можно, например, ориентироваться на советы, разработанные специалистами компании Eset. Детям до 10 лет рекомендуется быть в интернете не более 30 минут в день в сопровождении взрослых. С 10 до 12 лет это может быть 45 минут самостоятельной работы, в 12-13 лет — один час, а с 14 лет можно увеличить время в Сети до двух часов в день. С 16 лет подросток находится уже в достаточно сознательном возрасте, чтобы самостоятельно контролировать время, проведенное за компьютером, но следите, чтобы общее время не превышало 3-3,5 часов в день. Если во время учебного года у детей редко есть возможность «зависать» больше, чем на 2 часа в день, во время каникул следить за длительностью пребывания в сети сложнее, поэтому лучше позаботиться о том, чтобы у ребенка были интересные занятия, отвлекающие его от экрана.

Вы также вправе устанавливать дополнительные ограничения: например, выходить в Интернет только после выполнения домашних заданий и других важных дел. Или никаких девайсов во время еды (кстати, тогда это касается и родителей). Отметим, что врачи рекомендуют перестать смотреть в экран (неважно, планшет это, телевизор или компьютер) не позднее, чем за час до сна. Подайте детям пример — проведите это время вместе.

Кстати, в правилах многих соцсетей зафиксирована нижняя граница возраста пользователя, чаще всего это 13 лет. Это указано в пользовательских соглашениях Facebook, Snapchat, Youtube, Twitter, Instagram и Skype, а, к примеру, WhatsApp для своих европейских пользователей устанавливает минимальный возраст в 16 лет. Во многом появление таких правил связано со вступлением в силу в Евросоюзе закона GDPR, который запрещает сбор личных данных несовершеннолетних без согласия родителей. ВКонтакте сведений на этот счет нет, но минимальный возраст, доступный при установке даты рождения при создании новой страницы — 14 лет. Если вашему ребенку нет 14 лет, но он уже зарегистрировался во ВКонтакте, это означает, что он изменил свой возраст при регистрации.

Правила вежливости действуют и в Сети

Добрый день, спасибо, пожалуйста — эти слова мы стараемся чаще произносить в жизни, но в интернете, будто в другом измерении, время течет быстрее, правила вежливости меняются, а скупость языка становится нормой: благодарность выглядит как «спс», а смех выражается через «лол». Объясните своему начинающему интернет-пользователю, что в интернете о человеке судят прежде всего по тому, как и что он пишет (это касается в том числе и знаков препинания). Поэтому важно начинать общение с вежливого приветствия и не жалеть времени на печатание обычных «добрый день», «спасибо», или «до свидания» и всегда помнить, что по ту сторону монитора — живой человек.

Мы любим интернет в том числе и за то, что он допускает множество мнений, поэтому каждый найдет здесь единомышленников. А тезис «В интернете всегда кто-то неправ» обращает наше внимание на то, что в разных сообществах одни и те же вещи воспринимаются по-разному. И если взгляды в какой-то группе или чате не соответствуют вашим, это не повод устраивать ожесточенный спор. Поэтому вторым правилом нетикета для детей (да и для многих взрослых) должна стать привычка осматриваться в новом месте Сети. Например, прочитать обсуждения, прежде чем высказать свое мнение в сообществе. Также не принято критиковать правила и стиль оформления группы, создавать обсуждения, не имеющие отношения к тематике сообщества (флудить). Расскажите, что участников, не соблюдающих правила сообщества, как правило, исключают из него (банят).

«Стучаться» по делу, уважать чужое время и приватность

«Постучавшись» в друзья в соцсети или мессенджере, лучше сразу представиться и назвать причину, по которой вы хотите вступить в контакт. Заставлять человека ломать голову над загадочным «привет» и ждать ответа — не лучшая идея.

Объясните, что не стоит ожидать мгновенного ответа на свое сообщение. Ведь общение в интернете может быть как синхронным, так и отложенным во времени. Поэтому не надо обижаться, если собеседник не ответил сразу, даже если виден его статус «в сети». Никто не обязан бросать свои дела, чтобы ответить на сообщение прямо сейчас.

Отдельно нужно сказать о видеочатах в Skype и других приложениях. Перед тем, как сделать видеозвонок, стоит написать сообщение с вопросом, удобно ли сейчас собеседнику выйти на связь в таком формате. Еще лучше заранее согласовать время звонка. Не забудьте упомянуть, что справедливо и обратное: ребенок вправе реагировать на сообщения и комментарии в удобное для него время. А видеозвонок вполне можно отклонить со словами: «Я занят, делаю уроки, отвечу позже».

Фото с другими людьми — с их согласия

Человеку может не понравиться, как он получился на фото. Кроме того, не все горят желанием показывать всем свою личную жизнь, поэтому публикация фотографий без разрешения может даже привести к ссоре с другом или подругой. Исключение составляют разве что постановочные групповые снимки (общее фото класса или кружка) — в этом случае согласие у всех спрашивать не нужно.

Не использовать рассылку по всем контактам

Мало что так раздражает людей в соцсетях, как приглашения в игры и приложения, которые им не нужны. При этом именно дети и подростки — самые активные пользователи таких приложений, а радость от нового опыта так и подталкивает их рассказать об этом всем вокруг.

Помогите ребенку взять под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от его имени в социальных сетях. Лучше отказаться от функции «отправить приглашения всем друзьям»; информацию, которой ребенок хочет поделиться, можно публиковать у себя на стене. Те, кому она будет интересна, наверняка ее увидят, а другим не придется ломать голову над тем, почему они получили непонятное сообщение.

Учитывать особенности сетевого «письма»

Смайлики и хэштеги — не то же самое, что и слова

Иногда в интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, уловить иронию или тональность его сообщения — и тогда на выручку приходят стикеры и смайлики. Но их изобилие затрудняет чтение текста и требует слишком много внимания. Также лучше не использовать эмодзи в середине предложения, не заменять ими слова и уж тем более вставлять их в переписке с учителями.

К хэштегам применимы те же правила. Сообщите ребенку о них до того, как он решит поделиться таким образом с кем-то своими эмоциями — даже если они его захлестывают.

Большими буквами писать не принято

Использование CapsLock — не лучший способ привлечь внимание в интернете. Вернее, заметят такого человека точно, а вот продолжать общение вряд ли захотят. Объясните ребенку, что писать БОЛЬШИМИ буквами — это все равно что кричать. А значит, этот способ написания лучше оставить на крайний случай, когда надо, например, выделить в своем тексте критически важное место, которое иначе легко пропустить. Во всех других случаях чтобы обратить внимание собеседника на что-то, лучше использовать другие инструменты.

Не нужно дробить сообщения

Отправка сообщения маленькими частями, а не полными предложениями сильно затрудняет коммуникацию: вы еще не закончили свою мысль, а собеседнику уже кажется, что все понятно, и он начал набирать ответ. Возникает недопонимание: каждый участник думает, что собеседник невнимателен к нему, и пускается в объяснения. Цельный текст воспринимается намного лучше, к тому же постоянные оповещения раздражают.

Аккуратнее с лайками и репостами

Правовое регулирование в Рунете ужесточается, а репост или лайк «смешной картинки» может кого-то оскорбить и обернуться разбирательством с правоохранительными органами. За действия несовершеннолетних несут ответственность их родители. Поэтому расскажите ребенку, почему не стоит публиковать в соцсетях картинки и тексты, в которых людей обижают за их национальность, высмеивают религиозные чувства и обряды, и тем более информацию, которую можно расценить как оправдывающую терроризм и экстремизм.

                                                                                                                                     

Источники:

Сайт некоммерческой организации Childnet International

Антивирусная редакция «Мы Eset»

Онлайн-школа «Фоксфорд»

Поделиться в соцсетях