background picturebackground picture

Аутизм: первые признаки

Особые дети

482

Какие особенности общения и поведения наиболее заметны

Расстройства аутистического спектра (РАС) влияют на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение. У человека с РАС могут появляться сужение интересов, нарушения коммуникации и речевых способностей.

Всемирная организация здравоохранения приводит ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу РАС (ВОЗ, 2016).

Что такое аутизм

Расстройства аутистического спектра — это группа сложных расстройств развития мозга. Зонтичный термин охватывает такие состояния, как аутизм и синдром Аспергера. Для таких расстройств характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий.

Насколько широко распространен аутизм

Считается, что один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая варьируется в разных исследованиях. По некоторым недавним оценкам, показатели значительно выше.

Всегда ли люди с аутизмом страдают от умственной отсталости

Уровень умственной деятельности у людей с РАС варьирует в чрезвычайно широких пределах — от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. Около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости.

Насколько рано можно распознать аутизм у ребенка?

Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерны задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения (стереотипии — эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков).

Существуют несколько признаков, которые могут свидетельствовать о РАС. Близкие люди должны обратиться к специалистам, если:

  1. ребенок не улыбается, не проявляет радости в возрасте 6 месяцев и более; 
  2. не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку; 
  3. у него нет эмоциональной мимики в возрасте от 9 месяцев; 
  4. нет лепета в возрасте 12 месяцев;
  5. нет обычных жестов: не показывает на что-то пальцем, не тянет руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев;
  6. нет никаких слов в возрасте 16 месяцев;
  7. нет осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев;
  8. нет реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев;
  9. были, но «пропали» речь (или лепет) или социальные навыки в любом возрасте.

Как развиваются дети с РАС

Характерные особенности поведения малыша при угрозе формирования син­дрома детского аутизма можно обнаружить, если ребенок пытается дозировать эмоциональный кон­такт, не проявляет активность и инициативу в непосредственном обще­нии.

Слабый эмоциональный контакт

У такого ребенка бывает недостаточно развернут и выражен «комплекс оживления», он не исследует материнское лицо, не имитирует его выражение, не ловит, не отслеживает и не предвосхищает взгляд и эмоциональную реакцию взрослого.

Малыш редко адресует взрослому вокализации (различные звуки), направленный взгляд, а за­тем указательные жесты и первые вер­бальные обращения. Ребенок не стремится поделиться с близкими своим удовольстви­ем и другими ощущениями. Он не всегда или слабо откликается на обра­щение, эмоциональную оценку взрослого.

Таким детям тяжело дается физическое расставание с матерью. Именно в это время становится особенно заметным, что ребенок «не слышит» обращения, не реагирует на соб­ственное имя, не ощущает реальную опас­ность.

Особенности деятельности и речи

В период от 1,5 до 2,5 лет малышу становится сложнее направлять и удерживать внимание на задаче его деятельности в данный момент. У него не развивают­ся подражание и исследовательская актив­ность, не усложняются манипуляции с игрушками.

Становятся все более выражен­ными отставание и своеобразие речевого развития, не направленного на коммуни­кацию; закрепляются характерные стерео­типные движения и действия с предметами.

Появляются и усиливаются тревожность, страхи, дискомфортные состояния, все бо­лее заметны трудности принятия всего но­вого; при этом малыш часто не может пожа­ловаться, принять помощь близких.

Сложности адаптации

О нарушениях в развитии способности к адаптации можно судить по ранней фиксации меха­нических средств аутостимуляции (самораз­дражения, двигательных разрядов и стерео­типной манипуляции предметами), которые и в дальнейшем используются ребенком как для уменьшения дискомфорта, так и для возможности пережить сильное позитив­ное впечатление.

Такая особая сосредоточенность ре­бенка на избирательных сенсорных впечат­лениях начинает мешать развитию ориентации на близкого человека, и без того исходно слабой.

Как проявляются РАС

Проблемы с социальным взаимодействием. Ребенок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.

Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут.

Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету.

Главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Нарушения в общении. Ребенок мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ, или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете.

Другие признаки

  1. Эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником).
  2. Снижение чувствительности к боли.
  3. Стереотипии (регулярно повторяющиеся движения, звуки).
  4. Самостимуляция в различных формах: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока.
  5. Самоповреждение; снижение чувства самосохранения; невозможность понимать социальные сигналы.
  6. Непонимание переносного смысла, иронии, намеков.
  7. Невозможность изменять свое поведение в зависимости от ситуации.
  8. Избирательность в еде, проблемы с приемом пищи.
  9. Сложности с засыпанием.
  10. Приступы агрессии, гнева.
  11. Гиперактивность. Снижение концентрации. 
  12. Неумение проявить эмпатию, понять чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

                                       

Источники:

Баенская Е.Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле эмоционально-смыслового подхода // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 2. 

Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Авторы — Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. СПб.,  «Дидактика Плюс», 2004.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.  Аутичный ребенок. Пути помощи. М., «Теревинф», 2007.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., «Теревинф», 2011.

Солдатенкова Е.Н. Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК // Материалы к Всероссийской научно-практической конференции «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования»/ под. ред. С.В.Алехиной. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2015. 196 с.

Солдатенкова Е.Н. Преодоление коммуникативного барьера как одно из условий включения детей с РАС в образование // Российский научный журнал. — № 6(49), 2015. 

Сошинский С.А. Как зажигается свеча. М., Образование и здоровье. 2004.

Ульянова Р.К., Ульянов К.Н. Обучение и воспитание аутичных детей, подготовка их к школе в процессе трудовой и изобразительной деятельности. М., 2013.

Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. № 3.

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ 

Портал «Аутизм-инфо» 

Поделиться в соцсетях