Асоциальное поведение: как реагировать родителям

Бунт тела

«Разобранный» мозг

Освоение социальных связей

Задача возраста — освоение сложных социальных связей, знакомство на практике с такими явлениями, как групповая иерархия, групповое давление, место в группе.

Сложные реакции

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях чередуется с ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость не исключает жестокости;
  • потребность в общении борется с желанием уединиться.

Факторы риска

  • Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность.
  • Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в том числе. связанного с насилием в семье: зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания (например, из-за ранней беременности, серьезного проступка), страх последствий неуспеха в какой-то деятельности (например, провала на экзаменах).
  • Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  • Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде».
  • Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Формы асоциального поведения

  • грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя об этом в известность;
  • лжет;
  • требует денег;
  • становится зависимым от алкоголя;
  • перестает общаться с родителями и не реагирует на требования и просьбы;
  • не справляется со школьной программой из-за прогулов, несделанной домашней работы.

Что делать?

  1. Информировать ребенка и повышать его психологическую грамотность относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей. Учить ребенка справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты.
  2. Слушать и слышать ребенка, рассказывать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку (использование приема «воспитание метафорой». Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком — это общение с ним на языке метафор).
  3. Признавать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких.
  4. Помогать ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Занять ребенка в различных секциях, отдать ребенка в спорт или творческую группу. Нужно направить его интересы и энергию в положительное русло.
  5. Не злоупотреблять наказаниями и запретами. Использовать конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Разговаривать и объясняться с ребенком, но не ставить условий, не требовать идеального поведения.
  6. Развивать познавательный интерес ребенка. Вовлекать детей в разные виды деятельности.
  7. Находить сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать.Замечать даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически. Комплексно вводить изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.

Полезные ресурсы

Анна Демина