Учимся слушать, помогать и соблюдать правила
Насколько сложно или же просто взрослым и детям понимать друг друга? На одном ли языке мы говорим? Как часто мы слышим то, что ребенок, еще не владеющий искусством убедительной речи, а живущий больше эмоциями и действиями, пытается до нас донести? Это важные вопросы, и поиск ответов на них может помочь родителям и детям научиться жить в гармонии, атмосфере принятия, любви и заботы. Сегодня муниципальный методист Информационно-методического центра «Развитие» (г. Находка, Приморский край) Ольга Андрейченко предлагает несколько несложных заданий, которые помогут вам найти общий язык с вашим ребенком, разрешить спорные вопросы и сохранить теплые отношения в семье.
1. Учимся слышать и принимать
Основная цель этого упражнения — субъектное общение и безусловное принятие.
Для того чтобы выполнить упражнение, возьмите лист бумаги и разделите его на две колонки. В первой запишите, какие потребности, по вашему мнению, есть у вашего ребенка (например, играть, общаться, двигаться). Во второй — как вы их удовлетворяете.
Проверьте, нет ли несоответствий. Например, если ребенок просит поиграть, а вы часто отказываете, подумайте, как включить совместную игру в режим дня.
Совет: устройте с ребенком «День Да» — 24 часа отвечайте «да» на безопасные просьбы ребенка. Зафиксируйте, как это повлияло на ваши отношения.
2. Правила без скуки
Основная цель этого упражнения — воспитание через нормы и ценности.
Вместе с ребенком создайте «Семейный кодекс» из 3–5 правил (например, «Говорим спокойно», «Убираем игрушки»). Оформите его ярко и повесьте на видное место.
Поощряйте соблюдение правил не подарками, а совместным ритуалом (например, вечерняя сказка или семейная игра).
3. Социальный герой
Основная цель этого упражнения — формирование просоциальной позиции.
Для того чтобы выполнить упражнение, придумайте с ребенком сказку, где герой сталкивается с ситуацией, требующей помощи (например, котенок застрял на дереве).
Обсудите вместе с ребенком: «Как герой может поступить?», «Почему важно помогать?»
А после создайте «Копилку добрых дел»: рисуйте или записывайте хорошие поступки ребенка за неделю.
4. Я сам!
Основная цель этого упражнения — развитие самостоятельности.
Для того чтобы выполнить упражнение, составьте список дел, которые ребенок может выполнять сам (одеться, полить цветы). Постепенно передавайте ему ответственность.
Используйте «Таблицу достижений»: за каждое выполненное дело выдавайте наклейку. Когда соберется 10 наклеек, можно устроить маленький семейный праздник.
5. Вместе веселее
Основная цель этого упражнения — совместная деятельность родителей и ребенка.
Для того чтобы выполнить упражнение, устройте «День интересов ребенка»: пусть он выберет, чем вы займетесь вместе (лепка, поход в парк, готовка). Главное правило для родителей — активно участвовать, не отвлекаться на телефон.
Сфотографируйте самые яркие моменты дня и добавьте в «Альбом счастья» — это станет вашей традицией.
6. Родитель — тоже человек
Основная цель этого упражнения — эмоциональное спокойствие родителя.
Для того чтобы выполнить упражнение, напишите три своих потребности, которые игнорируете (например, сон, хобби, отдых). Придумайте, как встроить хотя бы одну из этих потребностей в ближайшую неделю.
Практикуйте «Минуту тишины»: 5–10 минут в день сидите в тишине, дышите глубоко, представляя, как снимаете напряжение.
7. Совместный просмотр мультфильма «Головоломка»
Мультфильм «Головоломка» идеально подходит для обсуждения темы эмоционального здоровья — ключевого аспекта общего благополучия ребенка. Он ярко и доступно показывает, как работают эмоции, почему все они важны, и как управлять своими чувствами. Это отличный повод поговорить с ребенком о психологической гигиене, поддержке и принятии себя. Мультфильм имеет категорию 6+ и подходит как детям младшего школьного возраста, так и старшим дошкольникам.
Мультфильм рассказывает историю 11-летней Райли, которая переживает переезд в новый город. Внутри ее сознания живут пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Вместе они учатся работать как команда, чтобы помочь Райли адаптироваться к изменениям.
После просмотра мультфильма вместе с ребенком можно обсудить три темы.
Для начала поговорите об эмоциях и их роли.
Вопросы:
«Какие эмоции ты запомнил? Зачем они нужны?»
«Почему Печаль в итоге оказалась важной?»
Еще одна тема для обсуждения — изменения и адаптация.
Вопросы:
«Что чувствовала Райли при переезде?»
«Как ты справляешься с переменами?»
Также можно поговорить о поддержке и здоровых привычках.
Вопросы:
«Что помогает героям сохранять баланс?»
«Как мы можем заботиться о своих эмоциях?»
После просмотра мультфильма можно поиграть в игру «Угадай эмоцию». Попросите ребенка изобразить одну из эмоций из фильма, а сами угадайте, какую эмоцию он изобразил. Потом можно поменяться: родители изображают эмоцию, а дети угадывают.
Также после просмотра всем вместе можно создать «Дневник эмоций». Для этого рисуйте или записывайте, какие эмоции ребенок испытывал в течение дня. Обсудите, как их можно выразить безопасно. В самом конце обсуждения задайте ребенку финальный вопрос: «Если бы у тебя в голове были свои эмоции-персонажи, как бы они помогли тебе в трудный день?»
Просмотр мультфильма «Головоломка» будет не только прекрасным времяпрепровождением для всей семьи, но и поможет научить ребенка понимать свои чувства, а родителям подскажет, как поддержать его в сложных ситуациях.
Эмоциональное здоровье — основа счастливой жизни. Давайте вместе с нашими детьми будем здоровыми и счастливыми!
Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».