background picturebackground picture

5 форм эмоционального насилия, которые приводят к стрессу

Родители

278

На развитие детей влияют факторы, которым многие родители не придают значения

Когда говорится о насилии по отношению к детям, чаще всего имеется в виду физическое воздействие на ребенка. Однако психологи обращают внимание родителей и педагогов на насилие эмоциональное — оно тоже замедляет развитие детей и влияет на их самочувствие. Что такое эмоциональное насилие и какой вред оно причиняет детям, объясняет психофизиолог, академик Российской академии образования и директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Что такое эмоциональное насилие

Всемирная организация здравоохранения еще в 2003 году указала на эмоциональное насилие по отношению к ребенку как на один из видов жестокого обращения с детьми. Под ним понимается неспособность воспитателя обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу, и оно включает в себя «действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка»:

  1. ограничение движения;
  2. оскорбление;
  3. осмеяние;
  4. угрозы и запугивание;
  5. дискриминация;
  6. неприятие;
  7. другие нефизические формы враждебного обращения.

Многие взрослые в нашей стране относятся к эмоциональному насилию терпимо, не придают ему значения. Они считают насилием только физическое воздействие, а любое жесткое взаимодействие — родителей с ребенком, родителей между собой, учителей с ребенком — в силу разнообразных социокультурных причин часто считается нормой.

Родители в отношении своих детей транслируют модели поведения, которые видели и впитали еще в своем детстве. Если родителя били, он считает возможным бить и своих детей. Если его унижали, то он унижает своего ребенка, не находя в этом ничего странного или страшного.

5 распространенных форм эмоционального насилия

1. Постоянные неадекватные требования

Часто на ребенка оказывают давление с двух сторон — воспитатель и родитель, педагог и родитель, оба родителя сразу требуют от него разных вещей одновременно или того, что он выполнить не может. Он растет в системе неадекватных требований, которым не может соответствовать, и поэтому испытывает хронический стресс.

Стресс ограниченного времени — самая распространенная ситуация неадекватных требований. Ребенок постоянно слышит от взрослых: «Вставай, мы опаздываем», «Быстрее ешь, мы опаздываем», «Быстрее беги, опаздываем», «Быстрее пиши, быстрее читай, быстрее считай, скоро перемена, ты не успеешь». Если подгонять медлительных детей, не вписывающихся в такую гонку, то у них очень быстро развивается невроз.

2. Унижение и инвалидизация

Успеть все и как можно раньше — этого от ребенка по большей части ждут семья и школа. Но не все дети соответствуют родительским и учительским ожиданиям. «Ты плохой, а должен быть лучшим», «У тебя все равно не получится, куда ты лезешь» — подобные высказывания и сомнения в силах ребенка могут подорвать его уверенность в себе надолго, если не на всю жизнь. Восстановить ее бывает очень сложно.

Современные психологи часто говорят о выученной беспомощности, которая поражает многих людей: они не пытаются повлиять на ситуацию, даже когда могут это сделать.

3. Речевые атаки

Взрослые привыкли строго разговаривать с детьми, отчитывать их, стыдить, требуя при этом, чтобы ребенок смотрел им в глаза. Но такая ситуация воспринимается детьми как опасная. Она говорит им о том, что этому взрослому нельзя доверять.

Речевые атаки распространены и в семьях, и в детских садах, и в школе. Они дают взрослому осознание собственной власти над ребенком. Как правило, они проявляются на одной из последних стадий психологического выгорания, которую называют стадией дегуманизации. Ее отличительные черты — доминирование и агрессия. Например, учитель постоянно делает замечание ученику, постоянно им недоволен и выражает это.

4. Угроза физических наказаний

Угроза жестокого наказания, например, висящий в углу ремень, действует на ребенка порой разрушительнее, чем само наказание.

5. Отлучение и демонстрация нелюбви

«Я тебя не люблю, уйди, не хочу тебя видеть», — словно говорит взрослый ребенку в ответ на какой-то его проступок. При этом взрослый оценивает не поступок, а самого ребенка, который в результате тоже не различает плохой поступок и плохого человека. Он начинает верить в то, что он «плохой». Ведь ему об этом сказал близкий взрослый.

Чем опасен привычный стресс

Находясь под постоянным воздействием разных форм эмоционального насилия, ребенок испытывает хронический стресс. Он отличается от кратковременного стресса, который сглаживается, если у человека есть поддержка близких, если родители выступают в роли подушки безопасности для детей, переживших травмирующую ситуацию.

При хроническом стрессе (его называют токсическим, если он подпитывается действиями близких) организм вырабатывает кортизол, который называют гормоном стресса. Он влияет на биохимию и архитектуру мозга, меняет реакции даже на незначительную стрессовую ситуацию. Малейший намек на потрясение дает выброс той дозы кортизола, к которой уже привык организм. Наш мозг лучше всего делает то, что делает чаще всего.

Избыток кортизола провоцирует состояние тревожности, разрушает нейронные связи, снижает способность к обучению, влияет на внимание и память.

Находясь в состоянии хронического стресса, ребенок может попасть в замкнутый круг, из которого невозможно выбраться самостоятельно. Чем хуже он учится, например, тем сильнее выражено негативное отношение со стороны родителей и педагогов и тем больше ребенок расстраивается. Это поддерживает уровень кортизола, который разрушительно влияет на когнитивные способности ребенка, что, в свою очередь, вызывает новую волну эмоционального насилия по отношению к нему.

Как понять, что ребенку психологически тяжело

Самое главное, что стоит помнить: любое резкое изменение в эмоциональном состоянии или поведении ребенка — показатель стресса. Например, ребенок перевозбужден, проявляет беспокойство и тревожность, прежде ему не свойственные, у него резко меняется настроение, он раздражителен или, наоборот, апатичен и замкнут. Или у него наблюдается расстройство сна, аппетита, навязчивые движения (покашливания, почесывания).

Один из самых ярких индикаторов стресса у школьника — резкое ухудшение почерка (при условии, что ребенок до этого писал хорошо).

Если ситуацию не удастся изменить своими силами, лучше показать ребенка психологу и принять меры до того, как она станет совсем тяжелой или безвыходной. Вряд ли продуктивно откладывать визит к специалисту, уговаривая себя, что «все как-нибудь само рассосется». Важно помнить, что проблема ребенка — это почти всегда проблема семьи. Поэтому помощь специалистов может понадобиться не только детям, но и взрослым.

                                    

Источник:

Выступление на конференции «Семья в современном мире: трансформация психотерапии» (Москва, 28-29 сентября 2019 года)

Фото: Unsplash, Pexels

Поделиться в соцсетях