Разбираемся в причинах
Хочется, чтобы ребенок всегда слышал и слушал просьбы родителей и вел себя хорошо. Но так происходит далеко не всегда. О том, почему в поведении детей возникают трудности и что с этим делать, рассказывает декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета кандидат психологических наук Ольга Андронникова.
Трудности в поведении детей бывают совершенно разные, и причин у них достаточно много. Случается, ребенок переутомлен или же у него постоянные сложности в выстраивании отношений. Он может болеть или иметь некоторые психологические особенности, которые не дают ему эффективно удовлетворять все его потребности. Все эти причины, несомненно, будут влиять на проявления ребенка, но в случае возникновения трудностей в поведении детей, у которых нет отклонений от нормы развития и неврологических оснований под поведенческими сложностями, мы сталкиваемся с четырьмя мотивами трудного поведения.
Что лежит в основе
За каждым сложным поведением, которое многократно повторяется, стоит тот или иной мотив. Он может быть связан с удовлетворением потребности — общей или ситуативной. Все мотивы можно разделить на четыре типа.
1. Привлечение внимания.
2. Власть.
3. Месть.
4. Избегание неудачи.
Эти четыре мотива лежат в основе нарушения поведения ребенка. В таких ситуациях родитель или учитель не может справиться со своей задачей, испытывает много собственных переживаний (часто это гнев, страх, беспомощность) и чувствует себя совершенно некомпетентным.
Суть нарушенного поведения ребенка — невозможность родителя или учителя справиться с ним. В этом случае взрослому требуется особое понимание проблемы.
Привлечение внимания
Среди социальных причин привлечения внимания — некоторая эмоциональная холодность родителей, когда потребность ребенка во внимании, тепле, заботе значительно больше, чем взрослый может ему дать. Подобное может происходить из-за того, что родитель в силу собственного характера не слишком эмоционален, или по причине очень сильной занятости, когда на ребенка остается очень мало времени. В наши дни это не редкость.
Второй важный параметр в ряду социальных причин — ситуации, когда внимание уделяется не хорошему поведению, а плохому. Почему так происходит? Родитель устал, не может в данный момент уделить сыну или дочери больше внимания, а ребенок требует, требует, требует… В результате родитель начинает его наказывать, то есть реагирует на плохое поведение. Иными словами, у взрослого нет эмоциональных сил, чтобы отреагировать на хорошее поведение, похвалить и поддержать, а вот на плохое — раздражение так или иначе побуждает его к действию. В итоге ребенок начинает использовать для привлечения внимания все известные ему негативные поведенческие формы.
Привлечение внимания говорит о потребности ребенка во взаимодействии. Эта потребность в контакте со взрослым — учителем, педагогом, родителем — является основой для выстраивания корректирующего взаимодействия.
Способы предотвращения поведения, основанного на мотиве привлечения внимания: необходимо научить ребенка привлекать внимание к себе приемлемыми способами, поощрять его за хорошее поведение.
Власть
Проявление власти, то есть давления в активной или пассивной форме — достаточно частая причина сложного нарушенного поведения. Борьба за власть — по сути, одна из форм самоутверждения. В трехлетнем возрасте, а у некоторых детей раньше, у любого ребенка появляется потребность в самоутверждении: ему необходимо делать что-то, после чего его заметят, и он таким образом самоутвердится.
Иногда такие поступки — протестное поведение против родительской опеки, но чаще всего они означают потребность как-то представить себя в этом мире, самоутвердиться, обозначить свое влияние. Сущность поведения в данном случае: «Ты ничего не сделаешь мне за это».
Среди социальных причин — достаточно большое количество форм негативного поведения вокруг (в интернете, на телевидении и т. п.). А вот примеров конструктивного поведения в социальном окружении ребенка мало. Кроме того, большое значение имеет мода на сильную личность — мы говорим, что современный человек вообще и ребенок в частности должен быть сильным, должен быть лидером.
Акцент на развитии лидерских качеств, способности самоутверждаться, вести за собой может приводить к тому, что ребенок будет стараться оказывать пассивное или активное давление на своих родителей или на всех окружающих.
У активной формы проявления власти довольно много форм выражения: вспышки гнева в ответ на действия родителя, совершенные им против желания ребенка. Например, не купил игрушку, и ребенок закатывает истерику. Манипулирование взрослым для достижения своей цели. Среди пассивных форм — ребенок обещает что-то сделать, но делает все по-своему, не обращая внимания на родительские желания.
У такого поведения есть и сильные стороны: смелость, способность сопротивляться чужим влияниям, хорошо развитые лидерские качества и т. д. По сути, это формирование социального образа успешного молодого человека, но родителям следует помнить, что свою социальную успешность ребенок будет тренировать прежде всего на них самих.
Самоутверждение за счет родителей — достаточно сложный вопрос, который вызывает у взрослых большой ряд эмоций: гнев, страх, негодование. Естественно, у любого родителя, который сталкивается с такой формой детского поведения, возникает желание прекратить выходку ребенка во что бы то ни стало, иногда с помощью физического воздействия. Но подобный способ не приводит к решению проблемы, потому что ребенок прекратит свою выходку только тогда, когда сам решит.
Рекомендации: уход от конфронтации, включение ребенка в процесс жизни семьи, передача ему части организационных функций (ответственность за уборку, вынос мусора, покупку хлеба и т. п.).
Месть
Месть — достаточно интересная форма поведения, в ее основе лежит обида, приемлемость мстительных поступков в семье и обществе. Часто ребенок обижен, испытывает боль, обиду на своего родителя в определенной ситуации. Именно эти чувства приводят к тому, что ребенок начинает достаточно активно отвечать обидчику — притом формы выражения могут быть разными.
Например, мама наказала дочку, младшую школьницу, за плохую оценку — ребенок обижен, потому что считает, что оценка поставлена ему незаслуженно, но против мамы он не идет в открытую. Он берет лак для ногтей, чтобы покрасить ногти, и «совершенно случайно» выливает его на новый туалетный столик. И вроде как ребенок не виноват — получилось случайно. Но в основе такой случайности лежит внутреннее напряжение и обида. Естественно, такие формы поведения — «мстительные» в кавычках, ведь ребенок чаще всего не думает о мести специально, так проявляется бессознательная реакция на возникновение боли и обиды.
Мстительное поведение выполняет некоторые позитивные функции. Ребенок способен защитить себя от боли и обиды, отстраняясь или реализуя подобный формат взаимодействия. Тем самым он сохраняет себя.
Эмоциональная реакция взрослого при этом ровно такая же, как и у ребенка: он чувствует боль, обиду, опустошение, негодование и страх. И у любого родителя, который часто сталкивается с подобными формами поведения ребенка, возникает две ответных реакции, два импульса. Первый — ответить силой, то есть наказать — мама, лишившись лака или туалетного столика, может накричать на дочку, поставить в угол за неаккуратность, как-то обозвать. Второе — уйти из ситуации, не взаимодействовать, обидевшись. Оба импульса не приводят к конструктивному итогу и плохое детское поведение не предотвращают.
Способы предотвращения: строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем.
Избегание неудачи
Такое поведение обычно проявляется в ситуации, когда родители или учителя предъявляют к ребенку слишком высокие требования. Ребенок в силу своего желания быть хорошим пытается достичь заданных стандартов, но зачастую не может. И чем выше планка, тем труднее ребенку, тем выше вероятность возникновения психологического состояния страха неудачи. Тогда ребенок будет пытаться этой неудачи избежать, предпочитая ничего не делать вообще.
В такой ситуации ребенка нельзя заставить что-то сделать. Он говорит: «Я не смогу, я не справлюсь». Он не верит в успех своего поведения, переживает неблагополучие. Иногда психологи говорят, что у ребенка низкая самооценка. Но в данном случае речь идет не о низкой самооценке, а о состоянии, когда внутренние критерии настолько высокие, что вера в собственную способность достигать идеальных результатов у ребенка крайне низкая.
Суть поведения: ребенок отказывается пробовать вообще все, что ему предлагается. Он считает, что все равно у него ничего не получится. Сильные стороны у такого поведения тоже есть — это осторожность. Ребенок всеми силами пытается защитить себя от опасности проигрыша, разочарования. Он старается максимально обеспечить себе условия, в рамках которых он не может проиграть.
Родители испытывают в подобных ситуациях чувство беспомощности, потому что с таким ребенком возникают сложности в воспитании, и он все время нуждается в постоянной поддержке взрослого. Родители вынуждены регулярно учить с ним уроки, потому что он крайне неуверен в себе, в своих решениях, каждую цифру проверяет у мамы, даже не пытается решить что-то самостоятельно.
Интересно, что и у родителя в данной ситуации также достаточно ярко выражено чувство беспомощности. Часто такие родители пытаются оправдаться или пойти к специалисту, чтобы тот «сделал что-нибудь, чтобы ребенок стал увереннее». Часто родители просят у психолога повысить ребенку самооценку. Но обычно это не сильно помогает, потому что ребенок попадает в зависимость от родителя или учителя и продолжает ничего не делать.
Способ предотвращения: смещение фокуса с постоянной помощи ребенку на его поддержку, для того чтобы детская установка «я не могу» сменилась на установку «я могу».
Пути решения
Каждый мотив трудного поведения требует особенного подхода. Бывает, что мотив смешанный, — тогда важно разобраться, что первично, и начать работать с тем, что лежит в основе. Необходимо опираться на конкретную историю каждого отдельного ребенка и помогать именно ему в зависимости от обстоятельств.
Важно помнить, что изменение поведения требует от родителя внимания, терпения, включенности в деятельность ребенка. Решить проблему негативного поведения не удастся через демонстрацию негативных форм реакции — агрессию, окрик, жесткие требования. Изменение поведения — это совместная кропотливая работа ребенка и родителя.