Как познакомить ребенка с новыми продуктами
Основной способ познания мира у детей — игра. И игры с едой — не исключение. Мы выросли в убеждении, что еда — это особая ценность, это не игрушка. Но нашим детям важно играть. Именно играя, ребенок учится, развивает интерес, начинает больше доверять еде. Как разделять игры с едой и игры во время еды, рассказывает автор книги «Детское питание: одна еда для всей семьи» нутрициолог Александра Ситнова.
Большое значение игры
Важные и полезные для пищевого интереса и пищевых привычек ребенка игры:
- игры с игрушечными продуктами, кормление кукол и мишек вне приемов пищи ребенка;
- пересыпание крупы, сортировка овощей и фруктов по цвету, размеру;
- эксперименты с продуктами;
- переливание воды, супа, сока, молока из одной емкости в другую, даже во время еды: если ребенок переливает воду из стакана в тарелку — это нормально;
- сжимание еды в кулаке, размазывание пальцами по тарелке, рисование пальцем на каше — это тоже нормально;
- наделение еды свойствами игрушек (покусал котлету, чтобы получился динозаврик, выложил из огурца елку, слепил из картофельного пюре машинку).
Если ребенок придумал такую игру сам — это нормально. Все это помогает ребенку изучить вкусы и текстуры, свойства еды, наделить ее какими-то качествами, а значит, сделать ее своим другом. Такие игры бывают очень грязными, но чем раньше ребенок пройдет все этапы игр с едой, тем шире будет его рацион. Дети, которым не позволяли играть с едой в раннем возрасте, могут демонстрировать более выраженный отказ от новых продуктов и пытаться играть с едой в старшем возрасте, оказавшись в детском коллективе.
Чего не стоит делать?
Мешают хорошим отношениям с едой:
- кормление игрушек во время приемов пищи ребенка, поскольку чаще всего, пока ребенок кормит мишку, мама незаметно кормит ребенка;
- игрушки, которые отвлекают ребенка от еды: начиная от погремушек для самых маленьких и заканчивая чайником с подсветкой, который включают, чтобы ребенок поел;
- приемы пищи в комнате, в которой обычно играет ребенок;
- посуда с игровыми элементами: тарелки с потайным дном, куда прячется игрушка, вилки и ложки в форме экскаваторов и самолетов;
- создание из еды игрушек родителями: вырезание мишек из яблока, рисование мордочек на каше, пальмы из сельдерея и машинки из моркови и горошка.
В этих случаях ребенок не познает еду через игру, а отвлекается от еды игрой. Он не изучает консистенции, вкусы, ароматы.
Примеры игр
Попробуйте следующие игры с едой, они понравятся вашим детям — и самым маленьким, и тем, кто уже начинает ходить в школу.
Мешок для угадывания овощей и фруктов
Поместите несколько овощей — настоящих или игрушечных — в тканевый мешок или наволочку. Попросите ребенка пощупать мешок и угадать, какие там овощи. Следующим этапом вы можете предложить ребенку поместить руку в мешок и попробовать угадать снова. Вариантом этой игры будет игра «Угадай овощ с завязанными глазами». Завяжите ребенку глаза и положите ему в руки овощ. Пусть ребенок угадает, что это за овощ, пощупав, понюхав, а может быть, и попробовав его. Не пропустите свой раунд и попробуйте угадать, что ваш ребенок положил в мешок.
Буква недели
Каждую неделю пробуйте продукт на определенную букву или включайте максимальное количество продуктов на эту букву в меню. Например, из продуктов на букву М не забудьте про молоко, малину, мандарин, морковку, мясо и макароны.
Угадай лишнее
Назовите или напишите четыре слова, включая три овоща или фрукта, и одно лишнее слово. Например: «морковь, картошка, кошка, лук». Попросите ребенка найти лишнее слово. Усложните игру, используя слово, которое также является едой. Например: «сельдерей, перец, морковь, йогурт». Спросите ребенка, почему лишнее слово не подходит остальной группе.
Устройте тематический день
Предложите попробовать разные варианты одного и того же продукта, устраивая тематические дни. Например, в день яблока предлагайте зеленые яблоки, красные яблоки, сушеные яблоки, яблочный суп с сельдереем, утку с яблоками, яблочное пюре, яблочный сок и даже яблочное мороженое.
Угадай еду
«Я думаю о еде, название которой начинается с буквы…» Давайте дополнительные подсказки, такие как цвет, форма, консистенция и т. д., пока ребенок не угадает, что это за продукт. А теперь пусть ребенок загадает продукт, а вы будете угадывать.
Изюмная медитация
Видео изюмной медитации можно легко найти на YouTube, а мы приведем упрощенную версию для детей. Выберите время, когда ребенок не слишком голоден, и предложите заново попробовать знакомые продукты. Спустя несколько таких тренировок вы сможете перейти и к новым продуктам, которые ребенок не ел ранее. Выполняйте все этапы вместе с ребенком.
Подержите изюминку или тот продукт, который вы выбрали. Рассмотрите ее. Какая она? Опишите цвет, размер, форму, все неровности. Она холодная или теплая? Мягкая или твердая? Гладкая или шершавая? Понюхайте «изюминку». Какой у нее аромат? На что она похожа? Это сладкий аромат, соленый, кислый? Отодвиньте «изюминку» от носа. А теперь вы чувствуете аромат? Положите в рот. Не жуйте, не глотайте. Просто подержите во рту несколько секунд. Какой вкус у «изюминки»? На вкус какого еще продукта он похож?
А теперь жуйте. Какой звук вы слышите, когда жуете? Продукт хрустит или нет? Вам легко жевать? Продукт мягкий или твердый? А может быть, он липкий? Он горячий или холодный? Жуйте тщательно, почувствуйте вкус, опишите его: сладкий, очень сладкий, кисло-сладкий, соленый, горький… Проглотите. Что вы чувствуете во рту? Остался ли там вкус «изюминки»? Хочется съесть еще одну?
Эксперименты и опыты
Всем детям нравятся эксперименты и опыты. Попробуйте провести с ребенком следующие эксперименты с едой. Он может быть как участником эксперимента, так и наблюдателем. Ребенок сможет трогать еду, рассматривать, изучить ее свойства и заинтересоваться ею.
Эксперимент с соленой картошкой
Наполните две маленькие миски водой и добавьте несколько чайных ложек соли в одну из них. Пометьте обе миски, чтобы вы знали, в какой из них соленая вода. Разрежьте картофель пополам и положите каждую половинку в миску срезом вниз. Оставьте примерно на 30 минут и посмотрите, что произойдет: соленая вода вытянет воду из картофеля, заставив его сморщиться. Объясните детям, что точно так же, как картофель теряет воду, если его положить в соленый раствор, соленая пища и напитки вызывают у людей жажду.
Эксперимент с краснокочанной капустой
Вам понадобится краснокочанная капуста, сода, уксус, вода и три стакана. Мелко нарежьте красную капусту, залейте стаканом кипятка. В стаканы налейте холодную воду. В первый добавьте чайную ложку соды, во второй — чайную ложку уксуса. Третий оставьте с чистой водой. Процедите раствор красной капусты и разделите на три части. Вылейте треть раствора в стакан с уксусной водой, треть — в стакан с содовой водой и треть — в стакан с чистой водой. Уксусный раствор станет красным, содовый — голубым, а в третьем стакане раствор будет фиолетовым. Сок красной капусты выступает индикатором кислотно-щелочного баланса, изменяя свой цвет. Смешайте уксусный и содовый растворы. Вы заметите выделение пузырьков воздуха, после чего раствор станет фиолетовым.
Эксперимент со скрепкой и водой
Вам понадобится стакан воды, капля средства для мытья посуды и канцелярская скрепка. Возьмите скрепку и аккуратно положите ее на поверхность воды. Она не будет тонуть за счет поверхностного натяжения воды. Если вы капнете каплю средства для мытья посуды, то поверхностное натяжение ослабнет, и скрепка пойдет ко дну.
Тонет — не тонет
Наполните большую миску водой, возьмите яблоко без надрезов и вмятин и положите в воду. Яблоко не тонет. Оно содержит много воздуха, что позволяет ему держаться на воде. Положите в эту же миску грушу, и она утонет. Груша содержит меньше воздуха, а потому держаться на поверхности воды не может. Возьмите спелую тыкву или дыню, вам понадобится очень большая миска с водой или даже ведро. Положите тыкву или дыню в воду. Несмотря на то что плод очень тяжелый, он не тонет, как не тонет человек, набравший воздух в легкие.
Эксперимент с растительным маслом и водой
Растительное масло не смешивается с водой. Возьмите половину стакана воды, добавьте несколько столовых ложек масла и попробуйте взбить его вилкой — на поверхности останутся капельки масла. Теперь попробуйте проделать то же самое блендером, и вы увидите, что масло смешалось с водой — жидкость стала однородной. Но как только вы прекратите взбивать, спустя несколько секунд масло вновь соберется у поверхности воды. Вода имеет более плотную структуру и оседает на дно, в то время как масло менее плотное, а потому поднимается вверх. Добавив немного пищевого красителя, вы можете получить домашнюю лавовую лампу.
Цветная пена
Приготовьте цветную пену. Для этого разрежьте лимон пополам, сделайте несколько разрезов на дольках. Добавьте капельки пищевого красителя разных цветов на разные части лимона. Посыпьте лимон содой. Спустя несколько секунд начнет выделяться пена, причина этого — смешение соды и кислоты. Такая же реакция происходит, когда мы хотим испечь пышные оладьи и добавляем в тесто соду и уксус или соду и лимонный сок. Даже с кефиром сода взаимодействует, выделяя пену.
Эксперимент с апельсином
Как и яблоко, апельсин не тонет в воде. Возьмите большую миску с водой и положите в нее целый апельсин. Он будет плавать на поверхности. Теперь достаньте апельсин, вытрите его салфеткой и очистите от кожуры. Положите его в воду снова — он утонет. Пористая кожура апельсина помогает ему оставаться на поверхности воды за счет молекул воздуха. Как только мы снимаем кожуру, апельсин теряет свою воздушную защиту.
Почему яблоко темнеет?
Разрежьте яблоко на шесть частей. В шесть стаканчиков положите по кусочку яблока. В первый стаканчик добавьте воду, во второй — молоко, в третий — раствор яблочного или винного уксуса, в четвертый — раствор соды, в пятый — лимонный сок, а в шестой не добавляйте ничего. Подпишите каждый стаканчик и оставьте на 2–2,5 часа. Не потемнеет только яблоко в лимонном соке. Оно темнеет при взаимодействии с воздухом. Лимонный сок содержит много витамина С, который первым вступает в реакцию с воздухом и разрушается, а яблоко остается защищенным.
Мойте руки перед едой
Возьмите четыре пакета с зип-застежкой, четыре больших бумажных салфетки и четыре кусочка свежего хлеба. Намочите салфетки и положите в каждый пакет по одной. Один кусочек хлеба подержите грязными руками, потом положите в пакет и застегните его. Обработайте руки санитайзером и подержите второй кусочек минуту или чуть дольше, уберите его во второй пакет и также застегните его. Тщательно вымойте руки с мылом и подержите третий кусочек хлеба, потом положите его в пакет, застегните его. Четвертый кусочек хлеба возьмите чистыми щипцами для выпечки или двумя вилками и, не прикасаясь к нему руками, положите в пакет, затем застегните его.
Оставьте все кусочки хлеба при комнатной температуре на неделю или больше и наблюдайте, на каком кусочке быстрее появится плесень.
Цветная капуста
Покажите детям, как растения переносят воду от корней к листьям, поместив листья белокочанной капусты в раствор какого-нибудь пищевого красителя. Постепенно лист окрасится в тот цвет, который будет у раствора в стакане.