Эксперты МГППУ разработали особую систему профилактики
В современном мире усиливаются миграционные процессы, которые приводят к росту числа семей с детьми, сменивших место жительства. Значительная часть несовершеннолетних была вывезена из зон боевых действий. Пережитый ранее травматический опыт, а также необходимость адаптироваться к новой социокультурной среде создают препятствия для формирования конструктивной психологической защиты, приводят к истощению ресурсов на фоне ощущения нестабильности и опасности новой для мигрантов среды, страхов, тревожности, подавленности.
Эти чувства, переживаемые несовершеннолетними, могут стать причиной асоциальных форм поведения, склонности к риску, межличностным и межнациональным конфликтам, подверженности деструктивной информации экстремистского характера. Своевременное выявление и профилактика конфликтных ситуаций среди участников образовательных отношений, формирование безопасной образовательной среды позволят снизить вероятность вовлечения несовершеннолетних в радикальные группировки.
Сотрудниками Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ ФГБОУ ВО МГППУ разработаны:
- учебно-методические пособия, в которых предложены практические разработки по технологии и приемам, направленным на профилактику и разрешение конфликтных ситуаций;
- программы по профилактике конфликтов среди участников образовательных отношений;
- тренинги по формированию межэтнической толерантности;
- рекомендации родителям по психологической поддержке детей, подвергшихся воздействию идеологии экстремизма и терроризма.
Для педагогов и родителей (законных представителей) разработаны памятки по профилактике экстремизма в подростковой среде.
Для несовершеннолетних — памятки, содержащие информацию по признакам вовлечения в противоправную деятельность и телефоны горячих линий организаций, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам в трудных жизненных ситуациях.
Специалистами Федерального координационного центра психологическая профилактика экстремизма рассматривается на нескольких уровнях.
На федеральном уровне разрабатываются планы антитеррористической направленности, осуществляется координация действий органов власти и общественных организаций по их исполнению, формируются методики профилактики, создаются программы подготовки специалистов, осуществляется их непосредственное обучение.
На региональном уровне ведется непосредственная работа с привлечением имеющихся на территории субъекта Российской Федерации необходимых сил и средств, апробация и адаптация общероссийских методик к условиям региона, реализация профилактических информационных кампаний.
На местном уровне или уровне муниципальных образований осуществляется практическая реализация запланированных мероприятий, таких как приобщение подверженных воздействию идеологии терроризма категорий граждан к общественно полезному труду, проведение индивидуальной профилактической работы в виде бесед, организация встреч участников антитеррористических операций с обучающимися, оказание материальной помощи, поиск выхода из трудной жизненной ситуации, решение социально-бытовых проблем и др.
Комплексный подход и выстроенная система профилактики вовлечения несовершеннолетних в экстремистские и радикальные группировки должны способствовать формированию безопасной среды для адаптации вынужденных переселенцев, снижению количества межкультурных, межнациональных конфликтных ситуаций, пропаганде правил взаимоуважения, взаимоподдержки и сотрудничества в образовательных организациях.