Опросы показывают уменьшение разрыва в пользовательском поведении разных поколений
За последнее десятилетие активность интернет-пользователей заметно выросла, границы между онлайн- и офлайн-реальностью стираются. Данные опросов показывают, как в последние годы менялось поведение пользователей в Сети.
1. Цифровая активность становится цифровой жизнью
Исследователи анализировали перемены в сетевом опыте россиян на основе трех опросов — 2011, 2013 и 2019 годов, в которых участвовали подростки 12–17 лет и их родители из всех федеральных округов. Как менялись их отношения с интернетом и что эти перемены могут значить?
Ежедневное пребывание в Сети — почти данность. «В 2011 году важно было для вопроса “Сколько времени ежедневно вы проводите в интернете?” предусмотреть такие ответы, как “нисколько”, “несколько минут”, “полчаса в день”, а пределом был вариант “больше 4 часов”, — говорит соавтор исследования Елена Рассказова. — В 2019 году подростки в среднем проводят больше 4 часов в день в интернете уже в 12–13 лет, а верхней границей времени в онлайне стало “12 часов и более”».
Еще один вопрос, который за это время потерял свой смысл, — о частоте выхода в интернет. К 2013 году почти 90% подростков (и только половина их родителей) говорили, что выходят в Сеть «каждый день или почти каждый день». В 2019 году так отвечают уже 90% родителей. Каждый третий подросток и взрослый берет в руки гаджет сразу после пробуждения. Еще больше доля тех, кто заходит в Сеть перед сном. В 2019 году в интернет в дороге (в автобусе, метро, машине) «часто или всегда» выходят 59% подростков 12–13 лет, 78% 14–17-летних и 42% родителей.
В начале 2010-х годов чуть больше 40% респондентов-подростков ответили, что чувствовали себя дискомфортно, оказавшись без возможности выйти в интернет. Спустя 8 лет уже каждому второму опрошенному знакомо это ощущение. С другой стороны, меньше стало тех, кто хотя бы раз из-за интернета не ел или не спал (их доля упала с 25 до 15%).
Больше половины взрослых и подростков проводят в Сети больше трех часов в день. Можно говорить о том, что интернет становится все более естественной частью жизни, а отношение к нему — более спокойным.
Постепенно исчезает сама граница между онлайном и офлайном: их уже нельзя четко разделять. «Мы видим тесное межличностное общение ребенка с мамой в Сети, — отмечает Елена Рассказова, — и оно может быть не менее эмоционально насыщенным, чем привычное, просто происходит в другой среде».
2. Что такое цифровая компетентность?
Из пользователей интернета мы постепенно превращаемся в его граждан, но насколько мы готовы к жизни в нем? Всем уже очевидно, что современному человеку необходима цифровая компетентность.
Она включает в себя умение эффективно и безопасно работать с контентом, общаться с другими пользователям, потреблять информацию, постоянно учиться новому и прочее, необходимое для успешной жизни в новом мире.
Сложив условные баллы по всем этим показателям, исследователи рассчитывают индекс цифровой компетентности. Он фиксируется в процентах от максимального суммарного количества баллов. Как изменился индекс с 2013 по 2019 годы? Наблюдается рост этого показателя и у подростков, и у их родителей: с 36% до 51% у детей, с 31% до 41% у взрослых. Мы видим, что цифровая компетентность растет не слишком быстро (до максимума еще далеко), но при этом дети овладевают новыми навыками успешнее и быстрее родителей.
3. Что мотивирует разные поколения
У подростков прирост «баллов компетентности» идет в основном за счет практических навыков и цифровой ответственности: умения соблюдать правила безопасности в интернете и думать о последствиях своих и чужих действий.
Для родителей главная мотивация для повышения цифровой грамотности — понимание того, что без этого они не смогут встроиться в современную реальность. Поэтому они, возможно, прилагают усилия в этой области более осознанно и «бегут, чтобы не отстать», в отличие от подростков, которые просто ежедневно что-то делают в Сети. Взрослые не всегда знают, как правильно вести себя там, но постепенно осваиваются в онлайн-мире через постоянную естественную практику.
4. Чем отличается восприятие интернета у подростков и родителей
Для большинства взрослых интернет стал значимым, но все же дополнением к реальной жизни. А подростки практически живут в Сети, им трудно представить себя без гаджета.
Чаще всего пользователи испытывают в интернете такие эмоции, как интерес и удовольствие, радость и удивление; большинство опрошенных воспринимают интернет в первую очередь положительно. При этом подростки в целом более эмоционально относятся к интернету.
Среди взрослых положительные эмоции в интернете более характерны для пользователей с высоким уровнем цифровой компетентности. У подростков нет такой связи. Чем больше знают подростки об интернете, тем более разнообразны их пользовательские эмоции: удивление и восхищение, стыд, отвращение, презрение и гнев.
В одном из исследований детям предлагалось представить, что после кораблекрушения они оказались на необитаемом острове, на котором им нужно будет прожить несколько лет. В ответ на вопрос «Кого/что вы взяли бы с собой на необитаемый остров?» большинство подростков поставили интернет на второе место после друзей и родственников.
31% подростков хотел бы оказаться на острове со своими близкими; 25% хотели бы иметь компьютер и доступ в интернет; иметь полезные вещи, запасы еды и укрытие/дом захотели значительно меньше подростков (13%, 12% и 7% соответственно). Очевидно, что в сознании современных подростков доступ к интернету важнее потребности в пище и крове. Это вполне понятно: Сеть превратилась для них не только в основной источник информации, но и в пространство социализации, самовыражения и выстраивания отношений со значимыми людьми.
Многие подростки и взрослые отмечают, что чувствуют себя в Сети более общительными, самостоятельными, уверенными, успешными и уважаемыми, чем в реальной жизни.
Это значит, что интернет для многих превращается в пространство психологического комфорта. Причем те, чья самооценка в Сети выше самооценки в реальной жизни, более мотивированы на освоение ее возможностей. То есть по сравнению с компетентностью в других областях цифровая компетентность у них выходит на первый план.
Источники:
Доклад Е.И. Рассказовой «Цифровая компетентность и онлайн-риски у подростков: векторы трансформации» на Круглом столе факультета психологии МГУ 15 ноября 2019 года
Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова «Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты исследования» (Фонд Развития Интернет, 2013)
Фото: Коллекция/iStock