background picturebackground picture

Запретные фразы: как они могут ранить ребенка

Родители

341

Почему важно «взвешивать» слова

Родители могут не осознавать, какую сокрушительную силу несут в себе те или иные фразы, и продолжают произносить их снова и снова, не оставляя ребенку шанса вырасти счастливой и полноценной личностью. Психолог-консультант, психотерапевт Института системного консультирования и тренинга Анастасия Кислицина собрала и сгруппировала самые распространенные фразы, которые наносят вред детям, и рассказала, к каким проблемам уже во взрослом возрасте они могут привести.

Брошенное в сердцах слово может нанести вред даже не слишком чувствительному ребенку, а систематическое употребление разрушительных фраз способно надорвать все аспекты его самооценки — принятие себя, самоуважение и самоценность.

Сравнение с другими

«Посмотри на свою сестру Аню, она отличница, а ты балбес!»

«Вот дочка Сергея худая, тебе надо за собой следить, чтобы похудеть!»

«Маша (Лиля, Ксюша) учатся хорошо, а ты ленивая, пассивная, ничего не делаешь!»

«Все нормальные, а ты истеричка».

Сравнения приводят к низкой самооценке в разных аспектах и к постоянной оглядке на других, неумению доверять себе и следовать своим собственным импульсам.

Игнорирование мнения и запрет высказываться

«А мелочь не спрашивали!»

«Да что ты вообще знаешь, я (мать) старше тебя в два (три) раза!»

«Ты еще маленькая — многого не понимаешь!»

«Помолчи, за умную сойдешь!»

«Так со взрослыми разговаривать нельзя!»

«Сначала своих детей вырасти, а потом поговорим!»

Структура мнения, согласно бодинамике (датской школе телесно-ориентированной психотерапии. — Прим. ред.), формируется в возрасте от 5 до 9 лет. У ребенка развивается способность формулировать и выражать собственное мнение, включая нормы, ценности и правила. Каждый имеет право высказываться.

При нарушениях этой структуры взрослый человек не может сформировать собственного мнения и/или легко отступается от него. Либо, напротив, активно ищет конфронтацию с мнениями других людей и придерживается своего мнения вне зависимости от логики и очевидных аргументов против. Он испытывает трудности в принятии другой позиции и не соглашается с самой возможностью существования другой точки зрения.

Нарушение процесса деятельности, запрет пробовать и интересоваться

«Не умеешь — не берись!»

«У тебя что, руки-крюки?»

«Дай, я сама, ты до утра это будешь делать!»

«Почему?» — «По кочану!»

«Вырастешь — узнаешь!»

Такая категория фраз приводит к проблемам с самоуважением. Впоследствии человек даже не хочет браться за то, что ему действительно нравится и что ему интересно, из-за страха потерпеть неудачу. Либо срабатывают компенсаторные механизмы, и человек привыкает повышать самоуважение за чужой счет, постоянно критикуя других, находя огрехи в чужой работе.

Требования объясняться и игнорирование этих объяснений

«Ну и?»

«А если все из окна прыгать будут, то ты тоже?»

«Ну давай, очень внимательно тебя слушаю».

Это прививает толерантность к токсичному взаимодействию и страх перед властными фигурами и авторитетами. Ребенок, привыкший к подобным унижающим его разговорам, будет испытывать дискомфорт при общении с вышестоящими лицами, ощущая себя плохим специалистом и профессионалом. В таких ситуациях взрослый человек всегда будет ощущать себя тем самым ребенком, которого вызвали «на ковер».

Принуждение к действию без необходимых пояснений

«Делай, что дóлжно!»

«Делай, кому сказала!»

«Считаю до трех!»

Такая форма общения приводит к снижению инициативности. Человеку дискомфортно проявлять инициативу, ему спокойнее действовать по готовому шаблону. Как правило, взрослые, которые часто с этим сталкивались в детстве, уверены, что инициатива наказуема.

Оскорбление личности из-за внешних особенностей

«Ты не человек, ты полчеловека!»

«С такими ногами только юбку носить».

«Тебя, если украдут, обязательно вернут, еще и денег заплатят!»

«Светлая, бледная, ну ничего, вырастешь — краситься будешь».

«Все равно эти грамоты (диплом) под сковородку поставишь».

Вербальные удары по внешнему виду и личностным особенностям приводят к проблемам с самопринятием. В профессии у человека может быть все в порядке, но любить себя таким, какой есть, у него не получается.

Взрослый, который часто сталкивался с этим в детстве, пытается изменить себя, сделать себя (как ему кажется) лучше — сидеть на диетах, изнурять себя физическими упражнениями через силу, прибегать к пластической хирургии, использовать маски и фильтры в соцсетях. Он будет стремиться получать красные дипломы и множество наград, но в глубине души все равно будет оставаться недовольным собой, невзирая ни на какие достижения.

Запрет на проявление эмоций

«Что ты плачешь, как рёва?!»

«Рёва-корова, посмотри в зеркало, уже опухла вся!»

«Что за истерики опять?!»

«Поговорим, когда успокоишься!»

Когда ребенку запрещают проявлять эмоции, во взрослом возрасте это приводит к разобщению чувств и социального «лица». Человек транслирует обществу, что у него все хорошо, но внутри у него могут быть совсем другие чувства и эмоции, которые он не может показать — иногда даже самому себе.

Давление на чувство вины

«Ты старшая, ты должна быть мудрее. В конфликте всегда виновата ты, потому что вовремя его не закончила».

«Конечно, маму каждый может обидеть».

«Я в тебя столько вложила, а ты…»

Взрослые, которые сталкивались с таким воспитательным приемом в детстве, часто чувствуют себя виноватыми без видимой на то причины. Парадокс в том, что иногда они чувствуют себя виноватыми даже от того, что не испытывают вины за что-то.

Ограничение подвижности, сдерживание естественной природы ребенка

«Ни писка, ни визга!»

«Ходи на цыпочках, как будто летаешь!»

«Можешь посидеть, но только чтобы я тебя не слышала».

Такие ограничения дают будущему взрослому послание: «Не высовывайся, тебя должно быть мало». Можно с большой вероятностью говорить о проблемах с проявлением себя, умением быть ярким, заметным. Может проявиться и обратный эффект: компенсаторная яркость, желание выделиться и обратить на себя внимание во что бы то ни стало.

Кормление через «не хочу»

«Пока не доешь, из-за стола не выйдешь».

«Самую силу на тарелке оставила!»

«Что ты там в еде ковыряешь? Никто там тебя не съест!»

«Не будешь есть мясо (молоко, творог) — не вырастешь».

«Ты думаешь, мать тебя отравить хочет!?»

Все, что связано с базовой физиологией, оставляет очень глубокий отпечаток. Еда — это важная часть жизни, которая влияет на общее состояние спокойствия и удовлетворенности. Ребенок, которого ругали за еду, скорее всего, и в других сферах жизнедеятельности мог ожидать наказаний и испытывать тревогу.

А если в анамнезе было физическое насилие, тревога без видимой причины будет верным спутником жизни.

Редакция портала «Растим детей» провела опрос среди взрослых людей, чтобы выяснить, какие фразы они ни за что не сказали бы своим детям.

https://www.youtube.com/embed/9dhu0Dgx8C8

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях