background picturebackground picture

Занятия и игры для развития внимания

Дошкольники

51

Способность ребенка сосредоточиваться развивается интенсивно, если взрослые ему в этом помогают

Одна из самых распространенных причин проблем с учебой в начальной школе — невнимательность. Как помочь ребенку быть внимательным? Можно ли эту способность развивать и в каком возрасте родителям стоит начинать заниматься с малышом? На эти и другие вопросы о развитии внимания отвечает методист дошкольного образования Лидия Дёмина.

Часто родители жалуются, что занятия с ребенком — сплошное мучение, что дети невнимательны, что заставить малыша работать без отвлечений очень трудно. Недостаток внимания не позволяет ребенку воспринять многое из окружающего мира, приобрести необходимые навыки, умения, усвоить понятия и новые знания. В дальнейшем у таких детей, помимо адаптационных трудностей, как правило, возникают сложности в учебе. Но прежде чем требовать от ребенка полного погружения в занятия, взрослым необходимо узнать некоторые факты о развитии умения дошкольника концентрироваться.

Чем раньше, тем лучше

Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах или явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействуют разные источники информации. Всю эту информацию запомнить невозможно, но выделить полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильного решения совершенно необходимо. Эту функцию как раз и выполняет внимание, выделяя из всего потока информации ту его часть, которая связана с другими познавательными функциями — восприятием, памятью, мышлением. Внимание можно охарактеризовать и как возможность человека регулировать собственную интеллектуальную активность, от уровня которой зависит способность к обучению.

Многим детям полностью сосредоточиться на чем-то бывает сложно. Несовершенство внимания ребенка — естественная возрастная особенность.

Не нужно требовать невозможного, но помочь малышу развить свои способности можно. 

Изучение такой высшей психической функции, как внимание, показывает, что готовить ребенка к школе нужно начинать с рождения. И в этом нет преувеличения. Врожденное избирательное внимание существует уже у младенцев.

Избирательность внимания в младенческом возрасте проявляется в том, что ребенок предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому визуальному стимулу. Чем более естественное изображение лица показывать малышу, тем дольше он будет задерживать на нем взгляд.

В дальнейшем формировании внимания можно выделить две линии: линию натурального развития и линию культурного развития. Если первая опирается на созревание мозга ребенка, то вторая всецело зависит от социальной среды, в которой растет ребенок. Культурное развитие внимания начинается при первых контактах малыша со взрослыми. Таким образом происходит формирование произвольного внимания, которое складывается из всего, что окружает ребенка в разные периоды жизни.

Свойства внимания

Оценить степень развития внимания можно по его основным свойствам.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в задание. Ребенок с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. При слабой концентрации внимания, наоборот, ребенок часто рассеян и несобран. Внимательный ребенок внимателен и к людям, он вдумчиво слушает, пытается понять, что ему говорят. Невнимательный — часто импульсивен, скор на решения, допускает много ошибок.

Объем внимания — показатель, который характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

Устойчивость внимания — возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. При высокой заинтересованности, сильной мотивации на достижение результата устойчивость внимания может сохраняться в течение нескольких часов.

Что поможет привлечь внимание ребенка

Значительную роль в развитии внимания играют язык и моторика, то есть слово и двигательная активность. Речь играет направляющую роль в развитии интереса, а интерес — причина внимания. Животное учится оставаться неподвижным, чтобы поймать добычу или чтобы самому не стать добычей. Ребенок учится сидеть тихо, как мышка, когда ему мама читает интересную книгу. Причем дети не только внимательно слушают, но и пристально наблюдают за позой, мимикой, жестами мамы. Так ребенок учится контролировать свою двигательную активность.

Если вы хотите научить ребенка быть внимательным, создавайте ситуации, в которых цель будет эмоционально значима для него.

Простейший вариант — похвала, удивление. Также можно ввести в занятие соревновательность и игровой момент. Наиболее эффективные способы возбуждения внимания у ребенка — эмоционально окрашенные стимулы.

Полезные игры и упражнения

1. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, синица, карандаш, книга, воробей и т. д. Он должен по договоренности отреагировать на определенные слова: например, если он услышит слово, обозначающее птицу, то должен хлопнуть в ладоши, если посуду — стукнуть карандашом по столу. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

2. Картинки «Найди различия». Для ребенка 4–5 лет подойдут картинки, на которых можно найти 5–10 отличий. Есть другой вариант этой игры: пара картинок, одинаковых по содержанию, но одна раскрашенная, а другая — нет. Задание: раскрасить вторую картинку точно так же, как первую.

3. Показать пять картинок с различными предметами: часы, слон, гитара, корова, лук. Через 2 секунды просмотра убрать картинки и попросить малыша назвать предметы, которые он увидел и запомнил.

4. Карточки с длинными рядами букв в произвольном порядке (до 10 строк, по 10–15 букв в строке). Задание: зачеркнуть в каждой строке букву А.

5. Если ребенок умеет считать, попросите его начертить на листе бумаги в ряд десять прямоугольников и закрасить красным цветом третий, пятый и седьмой прямоугольники. Важно произносить задание один раз и не повторять его. Это хорошая тренировка осознания задания и способности запоминать.

6. Подвижные игры. Очень эффективны в развитии внимания игры с чередованием движения и неподвижности, с сигналами «Внимание!» и «Стоп». Эти игры просты, но очень полезны.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях