background picturebackground picture

Умные колонки в роли наставников

Цифровая среда

36

Дети все чаще воспринимают цифровых помощников в качестве друзей и собеседников

Эти устройства называют по-разному: голосовые помощники, виртуальные персональные ассистенты или просто умные колонки. Вне зависимости от названия эти и другие гаджеты становятся для современных детей не просто помощниками, а почти друзьями. Разбираем, как дети выстраивают общение с Алисой, Сири (Siri), Алексой (Alexa) и другими виртуальными помощниками и что из этого получается.

Ответы на все вопросы из колонки

Если для взрослых главные функции умных колонок и голосовых помощников — поиск информации и работа с приложениями, то для детей их роль выходит далеко за эти рамки. Алиса или Сири внутри колонки или в виде приложения в смартфоне способна заинтересовать современного ребенка как личность, обладающая индивидуальностью, и он пытается общаться с ней как с живым человеком — это в 2020 году в ходе своего исследования выяснили социологи из Санкт-Петербургского политехнического университета.

Более того, они обнаружили, что, для того чтобы получить от умной колонки адекватную и вразумительную реакцию, дети готовы переформулировать свои вопросы или другими способами менять свое речевое поведение. При этом до полного взаимопонимания еще далеко: дети не всегда понимают юмор и иронию в ответах колонок, так как им часто не хватает знаний в области человеческой культуры. А гаджеты плохо справляются с ответами на детские запросы, полные фантазий.

Было обнаружено, что ответы колонок особенно непоследовательны, когда речь заходит, например, о том, сохранять ли веру в волшебство или лучше придерживаться фактов, как это делают взрослые. Такие запросы просто ставят роботов в тупик, несмотря на то что создатели постоянно «прокачивают» их способность имитировать реальное человеческое общение.

Эта имитация приводит к еще одному интересному парадоксу: пытающиеся «притворяться личностью» цифровые помощники начинают восприниматься детьми не как программы и девайсы, а как отдельные антропоморфные существа, то есть фактически как люди без тела, «запертые» внутри девайса, — или живущие где-то далеко (а может, и на соседней улице).

Влияние голосовых помощников на стиль общения детей

Дети знакомят ту же Алису со своими игрушками, жалуются на конфликты со сверстниками, рассказывают о том, что видели во сне или как прошел их день. Порой доходит даже до того, что дошкольник может спросить умную колонку: «А где ты живешь? Я хочу приехать к тебе в гости и поиграть». И тогда родителям приходится объяснять, что собеседница — не живой человек, а программа, робот, нейросеть.

Исследователи из Санкт-Петербурга также отметили, что разговоры с голосовыми помощниками и умными колонками могут влиять на стиль общения ребенка. Привыкая давать простые команды и задавать кратко сформулированные вопросы виртуальному помощнику, дети переносят такую модель общения в реальную жизнь. В результате в их речи становится меньше обычных слов вежливости, зато растет склонность к приказной интонации. Все это, конечно, не способствует конструктивному общению с родителями, друзьями и другими реальными людьми.

Результаты другого исследования, проведенного в США, наглядно показывают, что взрослые и дети пользуются голосовыми помощниками по-разному. Большинство детей используют колонку для включения музыки (55%), довольно часто ребенок просит умную колонку ответить на вопросы (44%), рассказать шутку или анекдот (40%), запустить видеоигру (28%) или помочь с домашним заданием (25%). Реже всего просят включить аудиокнигу (10%), позвонить (9%) или включить подкаст (5%).

Результаты тестирования взрослых показали следующие результаты: наиболее популярная функция — включение музыки (90%), чуть реже просят дать ответы на вопросы (83%) или зачитать прогноз погоды (81%).

Не только колонки: как гаджеты помогают подросткам оставаться здоровыми

Впрочем, беседы с цифровыми помощниками — не единственная область, в которой молодежь привыкает полагаться на технологии больше, чем на других людей. Например, подростки все чаще используют цифровые технологии (в виде приложений для смартфонов и программ для фитнес-браслетов) для того, чтобы следить за своим физическим состоянием: пульсом, давлением и дыханием во время занятий спортом, количеством физической нагрузки, питанием. С помощью карманных «персональных тренеров» они планируют спортивные занятия, считают шаги, калории и количество выпитой воды, оценивают свои результаты, устраивают челленджи и делятся достижениями в соцсетях.

Словом, такие приложения помогают сделать занятия фитнесом забавными и привлекательными, поддерживают мотивацию и наглядно показывают прогресс.

Фитнес-программы, созданные с учетом привычек «цифровых аборигенов», действительно позволяют им продолжать заниматься и не бросать начатое. Когда после 2 минут в планке или 30 приседаний на экране взрываются фейерверки, летят конфетти и раздаются аплодисменты, а прогресс отражается в виде стильного графика, так и хочется поскорее приступить к следующей тренировке.

Еще бы, ведь кроме эндорфинов («гормонов счастья»), выделяющихся после физических нагрузок, в кровь поступает также «молекула мотивации» — нейромедиатор дофамин. И в итоге подросток думает: «Вот я молодец! Надо в следующий раз улучшить результат!»

И даже это еще не все: существуют также приложения — «умные будильники», которые благодаря датчикам считывают фазы сна и облегчают утреннее пробуждение. Так что в грамотно выстроенных условиях цифровые технологии могут помогать детям и подросткам развивать здоровые привычки в области питания, сна и тренировок.

И все же, несмотря на пользу, которую приносят умные колонки, персональные тренеры и другие гаджеты, проблемой остается то, что на самом деле «персонального» в них не так уж и много. Взаимодействие с гаджетом обезличено, ведь он следует по заранее разработанному алгоритму, идет по общей схеме.

Такие разговоры не окрашены эмоционально, они буквальны и не предполагают реакции на скрытые смыслы. Избыток подобного общения и недостаток живых бесед с реальными людьми тормозит развитие творческого начала в детях. Поэтому общение с гаджетами можно рассматривать лишь как дополнительный источник информации, который не заменит ребенку живое общение с близкими.

Источники:

База научных публикаций ResearchGate

Доклад НИУ ВШЭ «Благополучие детей в цифровую эпоху»

Газета и сайт «Коммерсант»

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях