Мнение психолога
Одна из самых главных задач родителей особого ребенка — выстроить для него уникальный образовательный путь, наладить отношения со сверстниками и педагогами. Об особой роли тьютора на этом пути сегодня рассказала Инна Карпенкова, психолог, кандидат социологических наук, ведущий аналитик Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ.
Сложности инклюзии
Инклюзивное образование активно развивается в образовательных организациях нашей страны. На словах многие согласны с ценностями инклюзивного образования: мы все понимаем, что чем раньше дети с особенностями развития начнут обучаться вместе со сверстниками, развивающимися нормотипично, тем раньше они смогут адаптироваться к образовательной среде, а значит, и к будущей взрослой жизни.
Очень важно, насколько все участники образовательной среды поддерживают идею инклюзии.
И в этом аспекте особую роль играют специалисты образовательных организаций и психолого-медико-педагогических комиссий, от работы которых зависит, насколько грамотным будет включение каждого конкретного ребенка в образовательную среду. Ведь любое хорошее дело можно легко загубить неправильными действиями и формальным подходом.
К сожалению, в инклюзивной практике таких случаев немало: ребенок испытывает трудности и протестует против учебного процесса неприемлемым поведением, усилением проявлений физического недомогания, хронической неуспеваемостью. Все это влечет за собой повышение эмоциональной напряженности среди учеников класса и учителей, которые не могут уделять внимание ребенку с ОВЗ постоянно.
Кто такой тьютор?
Инклюзия — это не просто лозунг: «Теперь любой ученик может учиться в любой школе», а, прежде всего, создание необходимых условий как для обучающегося с ОВЗ, так и для всех учеников класса, в котором он обучается.
Не будем забывать, что, помимо ребят, имеющих проблемы со здоровьем, в классе также учатся дети, для которых русский язык не родной, одаренные дети, дети, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, и всем этим детям порой крайне сложно осваивать учебную программу без помощи специалиста. Причем такого специалиста, который не просто решает возникающие проблемы психологического или коррекционного характера, а специалиста, который помогает ребенку и членам его семьи осмыслить цели и задачи образования, выстроить свой уникальный образовательный путь. И если все получится, то тогда школьное образование будет не очередным стрессовым испытанием для семьи, а мощным ресурсом, который наполнит жизнь ребенка и членов его семьи их собственными смыслами, образом возможного профессионального будущего, ценностями отношений, дружбой и событиями, в которых ребенок сможет ярко проявить себя.
Такой специалист уже есть, это тьютор. Педагог в области воспитания. Профстандарт этой профессии принят и действует в нашей стране с 2017 года.
Хотя тьюторское сопровождение как особый вид педагогической деятельности в современном варианте появилось в нашей стране намного раньше, в начале 1990-х годов, благодаря деятельности команды педагогов из г. Томска, возглавляемой Татьяной Ковалевой. Ими была инициирована работа по созданию Межрегиональной тьюторской ассоциации. А в 2010 году, опираясь на методологию специалистов ассоциации, автором статьи было выпущено пособие, обобщающее ее опыт тьюторского сопровождения двух обучающихся с ОВЗ. Затем этот опыт был методически проработан и расширен специалистами Института проблем инклюзивного образования МГППУ (сегодня Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования).
В чем специфика работы тьютора в инклюзивном образовании?
Специфика работы тьютора, прежде всего, в том, что он должен удержать взаимодействие с ребенком с ОВЗ в рамках субъектности. Что это значит? Это значит, что, как правило, ребенка с ОВЗ воспринимают через призму его движения к норме (например, по показателям уровня развития внимания, памяти, речи и т. д.), разрабатывая соответствующие программы и задания. Это, безусловно, необходимо. Но это задачи работы специалистов психолого-педагогического сопровождения: дефектолога, психолога, логопеда.
Задача же тьютора — выяснить, применяя для этого именно тьюторские методические инструменты, какие смыслы вкладывает ребенок в свое обучение, каковы его мечты, интересы. И как, используя мотивацию ребенка к развитию своих интересов, можно построить его образовательный путь в школе, колледже, опираясь на адаптированные учебные программы. Даже если ребенок мало говорит или не говорит вовсе. Любой ребенок сможет показать, что ему важно и интересно, — дети с ОВЗ, кстати, нередко готовы только и говорить о своем интересе.
Одна из важных, главных задач тьютора — помочь встроить интерес ребенка сначала в социально-приемлемый контекст, а позже, при переходе на более старшие образовательные ступени, в социально востребованный, профессиональный, контекст.
У тьютора для этого есть свои методические подходы: включенное наблюдение, вопрошание, анализ поведения, рефлексия, пробы.
Главное — доверие
Но главная специфика в тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ — это особые отношения доверия и понимания, которые обязательно должны возникать между ребенком и сопровождающим его тьютором. Без этого успехов достичь невозможно.
Поведение детей с ОВЗ — порой загадка для многих. Особенно если детям сложно понятно объяснить мотивы своих поступков. Поэтому тьютору необходимо иметь знания в области нарушений развития, а также конфликтологии, так как нередко «сложное» или непонятное поведение ребенка с ОВЗ может спровоцировать конфликт — как между детьми класса, так и с учителем.
Подводя итог, можно сказать, что тьютор, сопровождающий ребенка с ОВЗ, — это специалист, который объединяет усилия специалистов, включая и свои, а также ресурсы образовательной организации в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, опираясь на его интересы, возможности и способности. Тьютор в инклюзии обеспечивает успешность всех ее участников.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.