Подробная инструкция для родителей
Для детей, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, предусмотрено оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Такая помощь включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- логопедическую помощь, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Помощь может быть оказана как в школе или детском саду, который посещает ребенок, так и в специально создающихся организациях — центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые должны функционировать в каждом субъекте Российской Федерации.
Основанием для оказания помощи является заявление или согласие родителей (законных представителей) детей.
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Инфографика «Трудности в развитии ребенка: где получить помощь?», подготовленная при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, призвана разъяснить испытывающим затруднения родителям, кому и чем помогают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры).
ППМС-центры создаются из расчета не менее одного учреждения на 5000 детей в каждом городе или районе. Такие центры помощи являются многопрофильными учреждениями, в которых можно получить консультацию и поддержку психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, медицинских работников, социальных педагогов.
В ППМС-центрах:
- осуществляется работа с детьми, у которых имеются трудности в учебе, развитии и социальной адаптации;
- проводится психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — комплексное обследование детей для разработки рекомендаций по созданию особых условий обучения и мониторинга их развития и социализации;
- оказывается помощь в профориентации и получении профессии;
- ведется консультирование специалистов образовательных организаций, родителей и детей с 15 лет;
- осуществляется работа по ресурсному обеспечению инклюзивного образования;
- организуются клубы, группы для детей с ОВЗ и инвалидностью и их родителей, а также реализуются другие формы работы с ними;
- оказывается помощь детям, признанным потерпевшими, свидетелями преступления, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу.
Центры могут оказывать дополнительные платные услуги: психологическую и правовую экспертизу; психологическую помощь взрослым; дополнительное образование взрослых и иную помощь.
ППМС-центры оказывают помощь детям любого возраста. Обратиться в центр помощи могут все семьи, имеющие детей.
Обратите внимание, что при первом обращении в ППМС-центр вас попросят предъявить свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка.
Дополнительную информацию о деятельности отдельных учреждений вы можете получить, воспользовавшись интерактивным ресурсом — Навигатором центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Где помогут выбрать маршрут образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Если родитель или законный представитель предполагает, что у его ребенка есть особенности, которые могут влиять на получение им образования, он может прийти со своим ребенком на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Также образовательная организация в случае стойкого неосвоения образовательной программы ребенком может дать направление на его обследование в ПМПК. Родители в таком случае должны дать свое письменное согласие на обследование.
Категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определена федеральным законодательством. К ней относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Подробнее о процессе обследования в ПМПК — в инфографике.
Как построено обучение по новому стандарту для детей с интеллектуальными нарушениями
Начинать обучение детей с интеллектуальными нарушениями следует не позже достижения ими 8 лет. Родители могут выбрать, где обучать своего особенного ребенка: вместе с другими обучающимися; в отдельных классах и группах; в отдельных образовательных организациях.
Для получения образования детьми с интеллектуальными нарушениями должны быть созданы специальные условия.
Урочная деятельность этих обучающихся должна включать как учебные предметы, так и коррекционно-развивающие занятия.
Внеурочная деятельность должна включать занятия коррекционной направленности (не менее 5 часов в неделю), индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики.
Для поддержки обучения детей должна быть разработана программа сотрудничества с их родителями.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями строится в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и (или) индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида.
Программы обучения для таких детей могут быть следующих видов.
Вариант 1. АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, где 30 или 40% составляют предметные области и 60 или 70% отведены на формирование и развитие жизненной компетенции детей.
Вариант 2. Специальная индивидуальная программа развития (учитывает специальные образовательные потребности ребенка) для детей с тяжелыми, глубокими или множественными нарушениями, основное внимание в которой уделяется развитию жизненных компетенций ребенка.
Для обеспечения безбарьерной среды для детей с интеллектуальными нарушениями обучение строится с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей; с использованием специальных учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, специально разработанных дидактических пособий и технических средств обучения.
Безбарьерная архитектурная среда обеспечивается путем создания специальных учебных и практических помещений для учащихся с интеллектуальными нарушениями: классов с зонами для обучения и отдыха; трудовых мастерских; кабинетов для уроков «Основы социальной жизни», «Домоводство».
При проектировании зданий и помещений должен быть использован универсальный дизайн. В случае обучения учащихся вдали от дома, им должны быть предоставлены жилые помещения для проживания.
Кадровый состав образовательных организаций, в которых обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, должен состоять из педагогических работников (учителей, дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, тьюторов и др.); медицинских работников, врачей-специалистов; ассистентов (помощников) и другого вспомогательного персонала.
Итогом освоения стандарта становится получение выпускником с интеллектуальными нарушениями документа государственного образца — Свидетельства об обучении.
С учетом особых образовательных потребностей обучающегося, ему может быть предоставлена возможность продолжить обучение по программам профессионального обучения (в том числе и в общеобразовательных организациях), чтобы он мог овладеть профессией и занять соответствующее место на рынке труда.
Подробнее — в инфографике, подготовленной Министерством просвещения Российской Федерации.