background picturebackground picture

«Спрашивали? Отвечаем»: дети и гаджеты

Цифровая среда

320

Ответы на самые популярные вопросы родителей

Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни: взрослые не расстаются с ними ни на минуту, а дети, конечно, берут с родителей пример.

С одной стороны, телефоны, планшеты, умные часы позволяют нам быстро узнать нужную информацию или связаться с близкими. А с другой, все чаще специалисты говорят о зависимости от гаджетов и интернета.

Мы попросили дефектолога Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Евгению Акимову ответить на вопросы наших читателей о «взаимоотношениях» детей с гаджетами.

Мы с мужем постоянно спорим, сколько ребенку можно играть в телефоне. Сыну 3 года, я сижу с ним дома, муж все время на работе. Чтобы мне хоть какие-то дела поделать, даю ребенку телефон. Он там смотрит мультики или играет в игры, стараюсь подбирать развивающие. Он может 2 часа, а иногда и больше играть в день. Муж ругается и говорит, что телефон должен быть под запретом, иначе потом проблемы с психикой вылезут. Хотя сам вечерами только с телефоном и сидит. Кто прав? Сколько вообще ребенку можно играть с гаджетом? (Мария)

Специалисты рекомендуют детям 2–3 лет играть в смартфон или смотреть мультики не больше 5–10 минут. И для того чтобы это пошло на пользу малышу, родителям необходимо соблюсти некоторые условия.

  1. Сюжет мультфильма должен быть прост для восприятия и осмысления малышом, содержать простые и понятные действия, имеющие связь с объектами реального мира.
  2. Кто-то из близких взрослых должен комментировать увиденное, чтобы помочь ребенку почерпнуть для себя полезную информацию.
  3. После просмотра мультфильма (или игры в телефоне) родителям вместе с ребенком желательно повторить увиденное, перенеся часть сюжета в совместную деятельность.

Дети постарше захотят уже больше времени проводить со смартфоном.

Однако родителям следует запомнить следующее.

  1. Информацию, полученную с экрана, ребенок должен воспринять, осмыслить и проанализировать, а это возможно только с участием взрослого и при ограничении экранного времени.
  2. Часто оставляя ребенка с телефоном, родитель формирует у него зависимость, привычку удовлетворять врожденную потребность в новизне, положительных эмоциях и впечатлениях не с помощью общения и игры, которые необходимы для его развития, а просматривая яркие картинки на экране.
  3. Использовать гаджеты с одной лишь целью занять ребенка возможно исключительно в форс-мажорных обстоятельствах, когда не удается организовать более безопасную альтернативу.
  4. Чтобы выработать у малыша навык выполнения любой деятельности, его нужно терпеливо, последовательно и длительно формировать. Только в этом случае со временем ваше чадо полюбит заниматься полезным делом: слушать книги (в том числе аудиосказки), конструировать, рисовать, складывать мозаику, играть с кинетическим песком и т. д.

Дозированное и осознанное использование гаджетов с учетом всех наших рекомендаций обязательно поможет малышу развиваться правильно.

Друзья переживают, что их сын связался с плохой компанией в интернете, он стал очень раздраженным, злится, хамит, родителям ничего не говорит, постоянно что-то обсуждает в соцсетях. Как с ним аккуратно поговорить? (Анонимно)

Прежде всего следует уделить внимание восстановлению доверительных отношений с сыном. Нужно постараться ежедневно проводить время вместе, интересоваться происходящими в жизни ребенка событиями. Задача родителей — помочь ребенку выразить себя, не критикуя, не давая оценок его мыслям и переживаниям.

Для этого от родителей требуется немного терпения и искренней заинтересованности в жизни и переживаниях ребенка.

Вот основные правила диалога.

  1. Задавать доброжелательные вопросы и расспросить ребенка, как он относится к данной ситуации, что он думает по этому поводу, какие испытывает чувства и как он считает правильным поступать. Это позволит ребенку научиться самостоятельно обдумывать и критически оценивать увиденное, услышанное или прочитанное, а также аргументировать и обосновывать собственную позицию, приводить примеры и аналогии.
  2. Не критиковать чувства, эмоции и мысли ребенка. Даже если родитель не согласен или не понимает эмоциональной реакции ребенка. Важно дать понять, что его переживания нормальны и имеют значение.
  3. Не осуждать, не возражать, не перебивать. Дать возможность ребенку выразить эмоциональное отношение к происходящему. С помощью наводящих вопросов и перифраз помочь разобраться, что в данной ситуации вызвало соответствующие переживания, помочь ребенку установить причинно-следственную связь между ситуацией, мыслями и эмоциями, которые она вызывает.
  4. Родитель может поделиться и собственными эмоциональными реакциями, высказать собственную оценку ситуации и отношение к ней, не подавляя точку зрения ребенка. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных сторон, более глубоко, увидеть нюансы.
  5. Важно помочь ребенку получить урок, сделать выводы на будущее. Родитель может поинтересоваться, как бы ребенок поступил в аналогичной ситуации, существуют ли еще варианты решения возникшего вопроса?

Если, несмотря на ваши усилия, нарастает конфликт, как можно раньше обратитесь к психологу, чтобы сохранить доверительные отношения и избежать непредсказуемых последствий.

Что делать, если подросток постоянно сидит в компьютере и играет в игры? Мальчику 14 лет, учится средне, в школе у них гаджеты запрещены. Он, как только приходит домой, садится за компьютер. Даже поесть не заставишь, кричит, матерится в игре, нервничает. Родители что только ни делали: ругались, уговаривали, интернет отключали, все без толку. Они уже в отчаянии. Я понимаю, что универсального совета не существует, но, может быть, могу им чем-то помочь? (Юлия)

Можно посоветовать родителям постараться вникнуть в желания ребенка и принять их. В общении с ним стараться сохранить позицию «на равных», но тем не менее терпеливо придерживаться четких границ дозволенного, быть последовательными.

Обратите внимание на правила диалога, приведенные выше. Если конфликт усугубляется, необходимо обратиться к психологу.

Стоит ли вообще контролировать ребенка в интернете и соцсетях? И как это сделать, чтобы не стать плохим родителем? Мои родители, например, немного перебарщивали с этим… (Руслан)

Чем младше ребенок, тем больше родители должны контролировать получаемую информацию извне, в том числе из интернета.

Можно условно выделить этапы «обучения интернету» для ребенка.

  1. Общение и получение информации только с помощью родителей (начало подросткового возраста). В этот период родители должны полностью контролировать количество и содержание получаемой ребенком информации, помочь ознакомиться и использовать доступные возможности интернета. Например, научить использовать обучающий и информационный контент, вместе искать информацию, обмениваться фотографиями, аудио- и видеосообщениями.
  2. Использование интернета под контролем родителей. На данном этапе близкие взрослые проверяют контент, обговаривают и закрепляют правила. Ребенку доступно небольшое количество проверенных сайтов, соответствующих его потребностям, а также одна-две проверенные группы в мессенджере.
  3. Самостоятельное использование при соблюдении правил (конец подросткового возраста). В этот период ребенок помнит и соблюдает необходимые правила, а родитель контролирует их соблюдение.

На каждом этапе должны быть установлены четкие временные ограничения на использование гаджетов, соответствующие возрасту.

Чтобы не стать «плохим родителем», старайтесь ежедневно проводить время вместе, интересуйтесь происходящими в жизни ребенка событиями, давайте возможность ему высказаться, делитесь своим жизненным опытом, помогайте постепенно сформировать и отстаивать собственную точку зрения.

Также создайте персональные аккаунты в популярных социальных сетях, изучите особенности их использования. Станьте другом своему ребенку и в виртуальном мире.

Моя внучка всегда очень раздраженная после игр, злая и капризная. Как с этим бороться? Хотя родители ей не больше 2 часов в день разрешают играть. А если вообще запрещают — плачет все время! (Иван)

Раздражительность после игр может быть последствием информационной (или сенсорной) перегрузки.

Чтобы ее избежать, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.

  1. Сама игра не должна требовать более 3 часов для прохождения, содержать сцен насилия и жестокости, сценариев антисоциального и преступного поведения, провоцировать на покупку виртуальных апгрейдов, без которых невозможно выиграть.
  2. Детям младшего школьного возраста специалисты рекомендуют проводить за экраном не более часа в день, а детям среднего и старшего школьного возраста — не более 2 часов в день. Это касается не только игр, но и обучения, просмотра видео, общения, поиска информации и т. д.

Таким образом, необходимо определить общую продолжительность использования электронных средств, скорректировать ее и согласовать с ребенком подходящий лимит времени на игру.

Ребенок учится в 3 классе, просит дорогой телефон, так как у многих одноклассников телефоны очень «крутые» и дорогие. Я не считаю это нужным, если телефоны теряются или ломаются каждые несколько месяцев. Как объяснить ребенку? (Юлия)

Необходимо спокойно обсудить с ребенком ситуацию. Узнать, для чего ему нужен телефон. Это может быть связано с необходимостью быть принятым сверстниками и желанием иметь высокий социальный статус, интересом к техническим новинкам, подражанием моде.

Доброжелательно выслушав своего ребенка, поделитесь своим отношением к дорогим телефонам. Постарайтесь вместе найти компромисс. Подобный диалог поможет ему начать реализовывать свои потребности конструктивными социально-приемлемыми способами.

Поделиться в соцсетях