background picturebackground picture

Счастье в квадрате: секреты воспитания близнецов

Младенцы

196

Каждому ребенку нужен индивидуальный путь развития

Одновременное появление в семье двух или более детей — событие неординарное. Вместе с тем количество таких счастливых родителей в наши дни только растет. Об особенностях развития близнецов, о том, чего ждать и к чему можно подготовиться заранее, рассказывает детский аналитический психолог и нейропсихолог, мама близнецов Мария Григорьева.

Воспитание близнецов — процесс очень интересный, но связанный с определенными сложностями и немалыми хлопотами.

Особенности близнецов

Между детьми-близнецами с самого начала существует особая связь (до конца неизвестно, чем это обусловлено). Им не бывает скучно вдвоем, и, как правило, остальному миру они предпочитают компанию друг друга. Это, безусловно, хорошо, однако у такой ситуации есть и свои нюансы.

Близнецы с самого рождения «взаимонастроены», им может даже не требоваться речь — они способны понимать настроение и состояние друг друга без слов. Если мы оставим детей-близнецов в покое, то маловероятно, что им самим придет в голову социализироваться: по большому счету, им этого не требуется.

С одной стороны, они могут лучше, чем другие дети, занимать и развлекать себя, но, с другой стороны, для их всестороннего и своевременного развития им требуется больше внимания со стороны близких взрослых.

Помощь близких — это важно

Первое, что крайне важно для родителей и всех, кто так или иначе сталкивается с воспитанием близнецов, — необходимость помощи. Разделение обязанностей, дополнительные руки станут большим подспорьем для родителей двойняшек, тройняшек и т. д., особенно в первое время.

Интеллектуально близнецы обычно развиты в соответствии с возрастом, а по некоторым параметрам порой даже опережают сверстников. Но для полноценного развития важно, чтобы кто-то все время организовывал досуг близнецов, общался с ними, переключал их внимание на окружающий мир.

Дети-близнецы — это самодостаточная система, поэтому нужно приложить много усилий, чтобы они интересовались внешними событиями больше, чем своими внутренними.

Именно поэтому участие близких или других помощников в процессе воспитания близнецов крайне важно: пока один взрослый решает бытовые проблемы, другой может заниматься с детьми.

Большие хлопоты

Если в семье рождаются дети с разницей в 1,5–2 года, то мало кому из родителей придет в голову одевать детей в одинаковую одежду, отдавать детей в один класс или отправлять на одни и те же развивающие занятия. Что же меняется в сознании родителей, если в семье появляются близнецы?

У всех молодых родителей много забот, но у мам и пап близнецов их еще больше. В такой ситуации может возникнуть большое желание упростить жизнь там, где это возможно: купить одинаковую одежду, вместо того чтобы искать разные варианты; отдать на одни и те же занятия с целью экономии сил и времени; отправить гулять с одним взрослым, а не организовывать детям раздельный досуг.

Но все эти моменты в случае воспитания близнецов приобретают особое значение.

Несмотря на их сонастроенность и замкнутость друг на друга, близнецы имеют все те же этапы развития и сталкиваются с теми же сложностями во взрослении, что и одиночно рожденные дети.

Перед ними стоят такие же задачи полноценного физического, интеллектуального и эмоционального развития, освоения навыков самостоятельности и социализации — посещения детского сада, школы и т. д.

Всегда вместе — плюсы и минусы

Между детьми-близнецами существуют и борьба за внимание родителей, и ревность, и конкуренция — все известные проблемы взаимоотношений, типичные для всех братьев и сестер, воспитывающихся в одной семье.

С одной стороны, близнецы всеми силами стараются держаться вместе, но при этом они так же, как и все остальные люди, устают от постоянного общения и имеют некоторые «претензии» друг к другу.

В этом заключается основная проблема «близнецовой ситуации» — и вместе тесно, и врозь плохо. Как же быть? Как помочь детям-близнецам в их развитии и взрослении?

Родителям следует осознать, что они воспитывают двух разных детей, пусть и сильно привязанных друг к другу. Их близнецы могут хотеть одинаковые вещи, игрушки, но это не значит, что они одинаковы по своему характеру, темпераменту, интересам и склонностям.

Здесь очень важно соблюсти баланс: помнить о воспитании отдельных личностей и не забывать о ревности, конкуренции и соперничестве между детьми.

Воспитание «по отдельности»

На первых порах мы предлагаем детям одинаковые предметы — одежду, игрушки, занятия. Хорошо, если эти вещи различаются по цветам и у каждого ребенка они — свои. Так мы снимаем остроту, приучаем к равновесию, равноправию, равным возможностям.

Когда дети достаточно прочувствовали ощущение «своего», то можно вводить элементы различий. Лучше начать с общения: постепенно, в комфортном режиме нужно разделять малышей, наблюдая за ними, сначала на очень короткие промежутки времени. Один остался дома с мамой, другой пошел в магазин с папой. И так далее.

При этом нужно быть готовыми к тому, что игрушки и подарки долгое время будут одинаковыми. Вы сами поймете и почувствуете, к чему готовы дети, какую степень «отдельности», индивидуальности они сейчас способны выдержать.

Так, например, детский сад — первое место, где детям предстоит столкнуться с внешним миром, другими взрослыми и сверстниками. Туда дети-близнецы, как правило, идут вместе, и в большинстве случаев это оправданно. Так легче и проще приспосабливаться к новой обстановке. Это плюс, который мы можем использовать на благо детей.

Однако к тому моменту, когда дети-близнецы отправляются в детский сад, они уже могут носить разную одежду, иметь разные интересы и разные любимые игрушки, а также опыт отдельного времяпрепровождения со старшими близкими.

Если ситуация будет развиваться подобным образом, то к школе дети-близнецы, скорее всего, уже будут готовы отправиться не в один и тот же класс. Опыт зарубежных стран показывает, что дети-близнецы автоматически записываются в разные классы. В нашей стране это пока не так широко распространено.

Проявления индивидуальности

Дети в семье всегда конкурируют за внимание и хотят равных возможностей, одинаковых игрушек, сладостей, впечатлений. Важно соблюсти баланс, учитывать индивидуальные особенности и ситуацию совместного взросления двух детей в семье. Создавать детям равные, но персонифицированные возможности для роста и развития.

Существует закономерность, на которую следует обратить внимание. Если оставить близнецов в покое, то, скорее всего, мы столкнемся с ситуацией, в которой между детьми будут четко разделены роли и функции: со старшими общается один, а второй сдержан или даже замкнут; рисует один, плавает другой; малину любит один, чернику — другой; один учится хорошо, другой — плохо.

Подобное мы можем наблюдать во всех близнецовых парах, но чем больше времени дети проводят вместе, чем больше они сосредоточены друг на друге, тем ярче будут проявляться разграничения ролей, интересов, функций.

Если родители заметят эти индивидуальные особенности своих детей и направят все силы на их развитие, им удастся вырастить близнецов как отдельных, гармонично развитых личностей со своими склонностями, интересами и предпочтениями. Для этого необходимо создать условия, при которых дети-близнецы смогут развиваться всесторонне и комплексно, каждый в своем индивидуальном режиме.

Нужно осознать, что мы воспитываем похожих, близких, но в то же время разных людей, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, характер, темперамент и интересы.

   

Фото: Unsplash, Pixabay

Поделиться в соцсетях