Беречь силы, искать ресурсы и не сомневаться в том, что ребенку сейчас лучше жить дома
Приемные семьи при взгляде со стороны ничем не отличаются от остальных: иногда и не понять, где кровные дети, а где приемные. Особенно если приемный ребенок уже прошел период адаптации в семье. Но кризисы и стрессы приемные семьи проживают все-таки острее. Как с наименьшими эмоциональными потерями выдержать изоляцию приемным семьям, рассказывает специалист по семейному устройству детей и семейный психолог Светлана Качмар.
Приемные дети острее переживают тревогу
Кризисы в приемной семье переживаются острее. У кого-то детско-родительские отношения еще не установились, у кого-то возникли практические трудности: с выплатами, с жильем. Кровной семье в такой ситуации легче, у нее больше ясности, как справляться с трудностями и пополнять ресурсы.
С другой стороны, приемная семья всегда находится в некоторой изоляции: чтобы ребенок встроился и привык, взрослым нужно ограничивать социальные контакты семьи, не перегружать его впечатлениями, быть больше вместе.
Режим самоизоляции для многих приемных семей похож на второй виток адаптации. Правда, минусов сейчас больше: состояние общей неопределенности, невозможность выйти из квартиры, когда это действительно необходимо, — все это и многое другое ведет родителей к эмоциональному выгоранию.
Дети отражают поведение взрослых — у них словно есть радар, которым они улавливают малейшие негативные изменения в окружающей обстановке. А у детей, прошедших детский дом, еще и повышенный уровень тревожности. И если что-то идет не так, ребенок это чувствует и сразу реагирует своими эмоциями, поведением, физическим состоянием. Начинает проверять близких людей на прочность разными экстравагантными способами.
Приемные родители сейчас оказались в ситуации, когда им нужно и себя держать в руках, показывая, что у них все под контролем, и уделять детям больше внимания. Поэтому в режиме самоизоляции родителям стоит в первую очередь заботиться о собственном состоянии.
Семье необходим режим самосохранения
Любой ребенок, приемный или кровный, обладает огромной витальной силой и способностью к адаптации. Он ищет поддержки у своих взрослых — и получает ее, так или иначе. Но для того, чтобы детей поддерживать, взрослым самим нужны силы. Нужно объявить, образно говоря, режим самосохранения.
1. Внимание к финансам
Стоит начать с самого банального — с подсчета финансовых ресурсов: сколько есть денег сейчас, на какое время их хватит, где еще можно их взять. Сейчас я общаюсь с выпускниками школы приемных родителей, с коллегами, которые взяли детей из детского дома перед карантином. Выясняется, что многим из них опекунские выплаты не назначены или назначены только с 1 июня. А супруг потерял работу, например. Приходится экономить и считать.
2. Поиск помощников
Важно подумать о том, какую помощь можно привлечь, у кого ее попросить. Самое простое и понятное — задействовать родственников, с которыми налажены хорошие отношения. Моя знакомая семья научила бабушку, которая живет отдельно и тоже находится в самоизоляции, общению в скайпе — и сейчас бабушка детям 5–7 лет читает книжки. Убили сразу трех зайцев: это развлечение и для бабушки, и для детей, и родителям полтора часа свободного времени.
3. Отказ от необязательного
Обдумать, от чего можно отказаться. Это особенно серьезный вопрос в тех семьях, где есть школьники на дистанционном обучении. Школа обычно хочет много и сразу, потому что учителя пока разобщены, нет единых представлений об объеме домашнего задания, например. Все преподаватели нагружают детей, выдают им задания — и помногу. В этой ситуации всё, чего можно не делать, лучше не делать.
Можно поговорить с учителями, попросить о послаблении для ваших учеников, не давить на детей самим. Они и так в стрессе, особенно если речь идет о девяти- или одиннадцатиклассниках.
Лучше отложить диспансеризацию, даже если по плану вы должны пройти ее сейчас. Эпидемия — не самое подходящее время для того, чтобы идти с ребенком в поликлинику или принимать у себя толпу врачей.
Если на время самоизоляции у вас запланирована проверка опеки, попробуйте ее перенести. Можно попросить об этом, позвонив в опеку, а затем отправив по электронной почте скан или фотографию письма с вашей подписью.
4. Ограничение общения с «лишними» людьми
В ситуации стресса большую роль может сыграть фактор третьего лишнего. «Лишние» люди усугубляют стресс. Когда приемная семья находится в сложном положении, «в перегрузе», лучше выводить за ее пределы тех, с кем родителям не хочется общаться в силу разных причин (сейчас или постоянно, родственников или знакомых). Особенно тех, кто позволяет себе вас критиковать: «Вот, понабрали из детского дома, а теперь мучаетесь!»
Нужно окружать себя поддерживающими людьми, а для этого объединяться с другими приемными родителями: в социальных сетях, на форумах, в качестве зрителей разнообразных вебинаров и лекций. А если у вас нет сил и на это — не заставляйте себя. Важнее сохранять свой ресурс.
5. Режим дня
Режим — важный фактор стабилизации семьи в целом. Когда жизнь предсказуема, есть ощущение контроля над событиями дня, который мы проживаем, жить становится легче. И детям понятнее, что за чем следует, чего ждать. Распорядок дня имеет смысл проговаривать, даже записать.
Если взрослые и дети чувствуют себя перегруженными — одни удаленно работают, а другие усиленно учатся, — рекомендую отдыхать по будильнику: с такого-то часа до такого-то — к компьютеру не подходим, смотрим в окно, дышим свежим воздухом на балконе.
6. Экономия сил
Дети могут довести родителей до белого каления — например, во время уроков. Помните, никакие уроки, никакие ваши планы насчет будущего благополучия ребенка не стоят скандала и потери сил. Не хочет приемный ребенок пока учиться — пусть сидит в своей комнате, занимается другим делом. Главное для вас — физически разъединиться, побыть в разных комнатах, в одиночестве, чтобы сохранить силы.
7. Канализация агрессии
Долгая изоляция в четырех стенах может привести к проявлению агрессии в адрес приемных детей. Это объясняется тем, что дети, пережившие неблагополучие и детский дом, провоцируют взрослых на насилие по отношению к себе. Родители часто говорят об этом: «Он как будто специально напрашивается, чтобы я его ударила, никак не может успокоиться».
Ребенок помнит: когда тревога зашкаливает и кругом кризис, ему обязательно «прилетит». Но ожидание наказания страшнее, чем само наказание, поэтому ребенку очень нужно спровоцировать родителя, чтобы скорее уже все закончилось.
На провокации важно обращать внимание. Когда вам хочется ударить — надо ударить. Но не ребенка! Действие нужно выполнить — пнуть ванну, ударить по столу, побить подушку, покричать в мусоропровод, в форточку, в жестяное ведро — как угодно утолить возникшее желание, канализировать агрессию, но не трогать ребенка.
Ребенку, который добивается удара или шлепка, нужно давать положительные ощущения, равные по силе эмоций тем, которые он вызывал. Крепко-крепко обнять, завернуть в одеяло и подоткнуть со всех сторон (игра в «картошку»), подраться подушками; если ребенок еще маленький и легкий — поднять, повертеть в воздухе, устроить кучу-малу. Так мы дадим ему физический контакт, активность, но с положительным знаком.
Родителям трудно, но детям все равно лучше быть с ними в период кризиса
Приемный родитель искренне убежден: «Я взял(а) ребенка из детского дома, потому что хочу ему помочь». Сейчас ситуация может сложиться так, что самим родителям требуется помощь. И это вызывает панику: «Я не справляюсь, я плохой приемный родитель!» Но надо помнить, что нет никакого другого способа помочь вашему ребенку, кроме как продолжать это делать в новых условиях.
В разных регионах России сейчас передают детей из детских домов на гостевой режим взрослым, которые прошли обучение в школе приемных родителей. Семья, закрытая в четырех стенах, все равно сослужит ребенку из учреждения хорошую службу — убережет от болезни, покажет пример других отношений. Может быть, ребенок больше не вернется в детский дом. А это самое главное.
Фото: Коллекция/iStock