background picturebackground picture

«Окна развития» и другие мифы о мозге: как развиваются когнитивные способности на самом деле

Школьники

1138

Психофизиолог Марьяна Безруких объясняет, когда лучше учить детей читать и что родители делают не так

Наши представления о работе мозга во многом основаны на стереотипах и устаревших сведениях, которые наука давно опровергла. К когнитивному развитию детей это тоже относится: пора пересмотреть многие методики раннего развития, считает психофизиолог, академик РАО Марьяна Безруких. Пересказываем некоторые идеи ее лекции.

«Возрастная психофизиология, которая изучает функционирование и развитие мозга, — наука очень молодая. В начале 1970-х годов, когда я начинала свою работу, мы переводили кривые энцефалограммы в числовой вид, измеряя их миллиметровой линейкой, — рассказывает Марьяна Безруких. — Сегодняшние методы анализа энцефалограммы, методы нейровизуализации тогда невозможно было себе представить. Поэтому взгляды на мозг, которые были еще сравнительно недавно, во многом не соответствуют тому, что мы знаем о его функционировании сегодня».

Родители имеют дело с обширным рынком товаров для когнитивного развития

Словосочетание «развитие мозга» настолько привлекательно для прессы и производителей детских товаров, что окружено многочисленными мифами. Мифы рождаются, когда есть полузнание, факты вольно интерпретируются или им дается ненаучная оценка. Это огромный рынок: тренажеры для синхронизации полушарий, обещания «читать раньше, чем ходить», курсы ментальной математики и т. д. Чтобы разобраться в том, что предлагают детям на этом рынке, грамотному родителю или педагогу важно иметь пусть общие, но современные представления о работе мозга.

Марьяна Безруких

Сегодня загадок остается больше, чем открытий, но мы, например, знаем, что каждый раз мозг прокладывает новые пути, по которым «идет сигнал». Для формирования новых нейронных связей мозгу нужен опыт различных видов деятельности, нужны новые, нестандартные и интересные задачи — в любом возрасте, и особенно в детском. Чем больше разных занятий будет пробовать ребенок, тем лучше для его когнитивного развития.

Любая задача развивает все функции мозга сразу

По мере роста ребенка мозг осваивает новые виды деятельности: зрительное восприятие, управление движениями тела, овладение речью. Они тесно связаны с изменением структуры мозга: например, новорожденный ребенок смотрит, но не видит, его зрительное восприятие формируется постепенно в первые месяцы жизни.

«Когда мы исследовали работу мозга 6–8-летних детей в процессе письма, оказалось, что практически все зоны коры вовлечены в этот процесс, то есть мозг „бросает на решение новой задачи“ все доступные ему ресурсы, — говорит Марьяна Безруких. — Поэтому ни о каких „центрах письма“ или „речевых центрах“ в мозгу говорить не приходится. Когда родители спрашивают меня, как найти задания на развитие той или иной функции мозга, я отвечаю: любая задача, которую вы дадите ребенку, развивает все функции».

«Окна развития»: после трех еще не поздно

Марьяна Безруких развенчивает миф о том, что так называемое «окно развития мозга» закрывается в 3, 6 или 12 лет. Автор известной японской книги и одноименного мифа «После трех уже поздно» — не педагог, физиолог или психолог, а журналист. Ресурсы мозга по мере роста ребенка только возрастают, и это научно доказано.

Вертикальные связи формируются в дошкольном возрасте

Есть зоны, которые развиваются очень рано, — например, сенсомоторная кора. А значит, рано формируются двигательные навыки, развиваются зрение и слух — то, что необходимо для выживания.

Но основной показатель развития мозга — увеличение количества связей между нервными клетками. Чем их больше, тем больше нейронов включено в работу. Кора мозга состоит из 6–7 слоев клеток, между ними постепенно формируются вертикальные связи. Это, например, видно на крупномасштабном снимке одного и того же участка коры в трех- и восьмилетнем возрасте.

У трехлетнего ребенка можно увидеть отдельные нервные клетки, между ними мало связей. В 8 лет картина совсем другая: между слоями сформированы вертикальные связи, так называемые «колонки». До тех пор пока не сформировалась колонка (это происходит с разной скоростью, в среднем к 5–6 годам), импульс не может пройти по всем слоям подкорки.

Умения концентрироваться и прилагать усилия возникают в 6–10 лет

Сегодня понятно, что с образованием колонок связаны организация селективного внимания (умение сконцентрироваться на одном объекте) и произвольная регуляция деятельности. Способность к селективному вниманию формируется в 6–8 лет. А способность к произвольной регуляции деятельности — тем «волевым усилиям», которых так часто требуют от дошкольников — начинает формироваться только к 9–10 годам. Это то, без чего невозможно представить ни чтение, ни письмо, ни другую целенаправленную когнитивную деятельность.

То есть на самом деле к 8 годам ресурс мозга только начинает расширяться, потому что разные зоны коры созревают с разной скоростью.

И поэтому, когда мы говорим шестилетнему ребенку: «Ты должен сидеть без движения 20 минут», он просто не в состоянии выполнить эту просьбу. А если и может ее выполнить, то только ценой чрезмерных усилий и стресса, чего мозг очень не любит.

Мозг современных детей развивается быстрее?

Еще один миф — о том, что мозг современных детей, растущих в постиндустриальном обществе, развивается лучше и быстрее. А ускоренное развитие мозга якобы позволяет начинать обучение чтению, письму, математике и иностранным языкам чуть ли не в 2–3 года. «Это неправда, и обучение в слишком раннем возрасте может даже нанести вред», — утверждает Марьяна Безруких.

Раннее обучение чтению не имеет смысла

Чтение и письмо — две стороны навыка письменной речи, для которой мозг «созревает» примерно в 5–6 лет. Начинать обучение чтению раньше этого возраста не имеет особого смысла.

Психофизиолог описывает эксперимент, в котором исследователи отслеживали движения зрачков четвероклассников во время чтения. У тех, кто научился читать в возрасте 5–6 лет, взгляд идет по строчке слева направо, фиксируясь на каждом слове по порядку, затем переходит на следующую строку и т. д.

Те, кого научили читать в 3 года (когда мозг был еще не готов), «бегают» взглядом с буквы на букву, со строчки на строчку, постоянно возвращаются к предыдущим словам.

Иначе говоря, они продолжают читать так же, как научились когда-то путем огромных усилий (своих и родительских): забывая предыдущие буквы и слова и постоянно возвращаясь назад, чтобы понять прочитанное.

Детский мозг мало изменился

Не находит подтверждения и гипотеза об ускоренном развитии мозга у «цифрового поколения». «С начала 1990-х годов мы проводим исследования мозга детей 6–7 лет, поступающих в первый класс, — рассказывает психофизиолог. — В этом году мы снова изучили две тысячи детей во всех регионах России, и у нас нет подтверждения, что их мозг сильно отличается от мозга их сверстников 25 лет назад».

Возможно, самая хорошая новость, которой мы обязаны исследованиям по нейрофизиологии, состоит в том, что на самом деле ресурс мозга расширяется бесконечно: «Пока человек учится и осваивает новые навыки, в его мозге будут возникать новые нейронные связи, а это способствует развитию мозга в любом возрасте».

  

Источник:

Лекция Марьяны Безруких «Развитие мозга ребенка: что помогает и что мешает», прочитанная в Лектории «Прямая речь» 22 января 2020 года. Следующая лекция «Почему дети не читают» состоится 17 марта 2020 года. Мы познакомим вас с ней в наших следующих публикациях.

Поделиться в соцсетях