background picturebackground picture

Ложь в семье

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

358

Причины и последствия лжи

Проблема лжи (обмана) всегда занимала важное место в социальной жизни и сознании людей. В философских исследованиях прослеживается тенденция рассматривать ложь как необходимый социально-исторический конструкт, неотъемлемую составляющую человеческих коммуникаций. О том, почему лгут взрослые, и о последствиях лжи в семье для ребенка и его родителей рассказывает Валентина Макашева, кандидат медицинских наук, профессор РАЕ, руководитель Регионального научно-методического центра по вопросам психического здоровья детей и подростков ФГБОУ ВО «НГПУ».

Что такое ложь?

Интересно исследование феномена лжи среди студентов Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, которое показало, что большинство респондентов рассматривают ложь как часть бытия всеобъемлющего характера.

И все-таки ложь часто выступает как морально-деструктивный феномен, последствия которого проявляются в нравственной атмосфере общества. Важно, что ложь не только причина, но и симптом кризисного состояния самого общества и морали человека.

Что такое ложь? Это лукавство, обман, неправда, вранье, заблуждение, измышления, вымысел, а также надувательство, одурачивание, притворство, жульничество, уловка, хитрость. Но, главное, ложь — это всегда то, что расходится с истиной.

Почему лгут родители?

Ложь, проникая в сферу семейных отношений, может быть очень разрушительной. Ложь родителей детям обычно кажется им безобидной, ведь она обусловлена множеством благих причин и намерений. Взрослые лгут, чтобы не обидеть близкого человека, считают ложь во благо.

К сожалению, слишком много лжи в современных семьях, когда супруги скрывают измены или остаются в семье, «жертвуя собой». Есть в семьях и более страшные тайны поколений. Человек пытается скрыть свои ошибки. От такой лжи страдает в первую очередь ребенок.

На приеме у психолога или психиатра, обращаясь по поводу депрессии ребенка или расстройств поведения, родители объясняют свою долгую ложь тем, что стремились защитить ребенка от тяжелых переживаний, разочарований, пытались сохранить с ним хорошие отношения.

Однако на самом деле за таким поведением часто стоит собственный страх, стремление отгородиться, спрятаться и уйти от прямых и честных отношений. И здесь ложь разрушает в семье главное — ее интимность.

Последствия лжи для ребенка и его родителей

Человеку присуща универсальная потребность в принадлежности, заботе и любви, особенно это важно для ребенка, который интимно спаян с родителями с момента зачатия. Но настоящая интимность наступает тогда, когда ребенок растет и его «Я» отделяется от «Я» другого человека — развиваются интимные отношения. Они входят важной составляющей в психическое здоровье каждого, особенно на стадии его формирования.

Интимность включает в себя взаимность, ранимость, открытость. Это переживание не только близости, любви, нежности, но и страдания — как способности сопереживания. И это способ выйти за пределы своей эгоцентричности.

Для ребенка обман взрослых связан с отвержением, предательством его способности быть вместе, разделить, понять. Такая травма детства формирует страх интимности, неотъемлемо сливающийся с тревогой и опасением делиться мыслями и чувствами с близким человеком.

Став взрослыми, этим людям трудно найти и принять эмоциональную поддержку от другого в сложных или даже трагических жизненных ситуациях.

Страх интимности находится в ядре созависимости — тяжелого расстройства личности, связанного с чувством собственной неполноценности, с моральной несостоятельностью.

У детей, которые слишком долго находятся в атмосфере лжи — ее раздвоенности внешнего и внутреннего, расщеплении того, что слышу и вижу, и того, что где-то внутри себя чувствую, воспринимаю, понимаю, — возникает не только сильное недоверие к окружающим людям, миру, но и недоверие к своим собственным чувствам и переживаниям. Так формируется отторжение себя, своей важнейшей части, связанной с непосредственностью восприятия, чувством непрерывности, постоянства, идентичности своего психического «Я» — главным ресурсом психического здоровья.

Для гармоничного формирования когнитивного и эмоционального компонентов психической деятельности характер детско-родительских отношений и воспитания должен обеспечивать ребенку чувство базового доверия к окружающему миру, тогда как его нарушение формирует психогенные задержки психического развития, дисгармоничное развитие эмоциональной-волевой, мотивационной сферы, провоцирует реакции протеста, агрессивное поведение, невротические реакции и состояния.

Возникающие на фоне искаженных детско-родительских отношений нарушения привязанности, то есть способности устанавливать длительные близкие отношения, приводят к патологии развития адаптационных механизмов у ребенка, к формированию негативной модели образа «Я» и среды, затрудняют развитие конструктивных стратегий совладания со стрессами, и ребенок «уходит» в социально непродуктивные формы поведения, дисгармоничное развитие интеллекта, эмоций.

Нарушение привязанностей является базой развития дисгармоничной личности, невротических, психосоматических расстройств, различных зависимостей, агрессивного и аутоагрессивного поведения.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери писал:

«Страшнее зла, пожалуй, не назвать,

Чем ложь, от всех скрываемая…

Обман — людской порок. И он всегда

Карается Творцом без промедленья.

И гнусный лжец, и бессердечный тать

В Аду познают страшные мученья,

Где не сойдет к ним Божья благодать».

Растерянность, потеря опоры и смыслов — риски ребенка. А доля родителей — гибель как авторитетных фигур. Как говорил Платон: «Ложь богам не нужна…»

Как поступать родителям?

Ложь рождает недоверие, а недоверие разрушает любовь. Семья без любви и доверия — это группа чужих людей. Не лучше ли рассказать правду детям сразу, найдя слова, соответствующие возрасту? Ф. Дольто, великая женщина-психолог, писала: «Все, что проговорено, не может глубоко ранить. Для ребенка нечто скрытое от него закрывает ему путь к развитию, к созданию самого себя. Невысказанное препятствует становлению ребенка». Она учила прямому разговору с ребенком с раннего возраста, когда кажется, что он еще вообще не понимает слов, — и тем самым излечивала детей от тяжелых недугов, связанных с психотравмой.

Восстановление после обмана в семье — сложный и длительный процесс, который требует времени, терпения и профессиональной помощи. Но путь к счастью открыт.

Материал подготовлен при содействии Новосибирского государственного педагогического университета.

Поделиться в соцсетях