Польза не только для детей, но и для взрослых
Новогодние каникулы — отличное время для семейных игр, ведь совместные развлечения очень хороши для сплочения семьи и приносят пользу не только детям, но и их родителям. Иногда взрослые думают, что если они играют с детьми, то это нужно только детям, но это совсем не так. Играть вместе с ребенком — это отличная возможность поспособствовать улучшению сразу нескольких важнейших вещей как в вашей жизни, так и в жизни вашего ребенка. Но обо всем по порядку. И помогает нам разобраться в этой теме Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, руководитель программы магистратуры «Игра и детство».
Играть с детьми необходимо
Люди — существа социальные. Для счастья, чувства благополучия нам критично необходимо общение с другими людьми. Международные исследования показывают, что удовлетворенность своей жизнью — это во многом удовлетворенность своими отношениями с другими людьми.
Иными словами, чем в большей степени человек доволен качеством своих социальных связей, тем больше он счастлив и считает, что его жизнь в целом складывается хорошо.
Семья, друзья, близость и теплота во взаимодействии с другими людьми чрезвычайно важны для всех. Когда мы говорим о благополучии ребенка, сказанное становится еще более важным. Дело в том, что ребенок зависит от взрослых. Его развитие, здоровье и даже жизнь зависят от того, есть ли рядом взрослые, какие стратегии воспитания и обучения они выбирают, и даже от того, как они себя чувствуют. Поэтому очень важно проводить время с ребенком, общаться с ним.
При этом очевидно, что качество общения может быть очень разным и не всякое общение полезно. Обычно нам хорошо с теми людьми, с кем у нас есть общие темы для разговоров и с кем совпадают ценности, с кем есть общие смыслы. Такой безусловной ценностью для ребенка является игра. Как наладить контакт и установить доверительные отношения с ребенком? Как проводить вместе время с пользой так, чтобы всем участникам было весело и интересно? Одним из ответов на эти вопросы будет: взрослым играть с детьми.
О пользе игры
Игра отличается от любого другого занятия тем, что всегда немного шутлива, в ней все понарошку, не всерьез. Например, в шутливой борьбе, в отличие от настоящей борьбы, участники не хотят причинить друг другу вред; в игре в сказку километры пути понарошку преодолеваются в два шага; в жмурках все понимают, что водящий на самом деле жив.
Игра так устроена, что сопровождается приятными переживаниями: радостью, весельем, удовольствием, интересом. Причем важный принцип заключается в том, что подобные чувства должны быть у всех участников игры. В противном случае, если что-то идет не так, это повод остановиться и либо сменить игру, либо поговорить, переключиться на другое занятие. Соблюдение данного принципа приводит к тому, что игра оказывает естественный психотерапевтический эффект на участников.
Игра способствует улучшению эмоционального самочувствия, налаживанию отношений между участниками, дарит общие смыслы и моменты, которые потом весело вспоминать вместе, а также создает предвкушение взаимодействия в будущем, желание общаться и что-то делать вместе.
Подчеркнем еще раз, что это характерно и для детей, и для взрослых.
Какие игры использовать для сплочения семьи?
Видов игр великое множество. Это и самые простые игры-потешки для младенцев, и предметные игры, и сюжетно-ролевые, и хороводные, и с правилами и многие-многие другие. И все они могут помочь сплочению семьи, конечно, в том случае, если используются по возрасту и взаимному желанию участников. Однако наибольшим потенциалом в этом смысле являются любые коллективные игры, которые доступны обычно детям не раньше трех-четырехлетнего возраста.
Самые простые коллективные игры, в которых уже могут принимать посильное участие малыши, — это всевозможные двигательные развлечения с элементарными правилами. Примером могут служить кошки-мышки, догонялки, игра в кегли и др. В этих играх, несмотря на наличие некоторого результата (например, поймали «мышку»), главное заключается в самом процессе игры — в нем удовольствие и радость. Именно поэтому маленькие дети, играя в прятки, хотят, чтобы их нашли, и все для этого делают, вместо того чтобы сидеть тихонько и ничем себя не выдавать. Для них еще не существует результата игры как такового, но интересно просто играть вместе.
Важно помнить, что примерно до 5–6 лет абсолютно нормально отсутствие желания выиграть, поэтому в совместных играх с маленькими детьми вообще не стоит делать акцент на выигрыше или проигрыше. Достаточно просто фиксировать окончание игры и сам процесс: «Игра закончилась, бабушка победила. Давайте еще раз? Интересная игра!»
Такое спокойное отношение к выигрышу и акцент на процессе игры, а не на ее результате является отличной профилактикой чрезмерно чувствительного отношения к проигрышу, который сегодня все чаще встречается у детей. Так, многие родители жалуются, что ребенок «совсем не умеет проигрывать: плачет, кричит, отказывается играть». Чаще всего такое поведение — это результат воспитания, в котором слишком большое значение придается результативности деятельности (при этом неважно, успешной или неуспешной) и совсем небольшое — радости от совместности, от процесса активности.
Нужно помнить, что если взрослый не будет акцентировать внимание на ситуации выигрыша/проигрыша, то и ребенок не будет, потому что, как уже было сказано, детям интереснее просто играть, а не выиграть.
Лет с 5–6 детей начинают привлекать игры с правилами. К ним относится большинство известных всем игр — и народных, и авторских. Их отличие от любых других заключается в том, что в центре у них находятся правила, обязательные для всех участников, и эти правила определяют начало и конец игры, передачу хода и его содержание, выигрыш и проигрыш. Обычно именно этот возраст является тем самым периодом, когда можно подобрать настольные игры, интересные для всех членов семьи.
Важно помнить, однако, что сами правила не должны быть слишком сложными, поскольку дошкольники с трудом удерживают в уме «ветвистую» систему правил. Наилучшими играми будут такие, как, например, различные варианты лото, домино, «Мемори», на скорость реакции («Сет», «Уно» и др.), «ходилки (бродилки)» и другие, где присутствует большой элемент удачи и выигрыш зависит не только от умственных или физических способностей. Это важный момент, ведь взрослый обычно обладает гораздо большими возможностями в случае сложных игр, поэтому с ними высок риск создать ситуацию хронической неуспешности для ребенка. Вряд ли это укрепит его самооценку и вызовет желание играть со взрослыми.
Кроме того, замечательно играть в подвижные игры. Однако в этом случае важно выбирать такие их варианты, которые будут доступны в том числе бабушкам и дедушкам: это могут быть, например, дартс, игра в кегли, с мячом, в том числе с элементами баскетбола (когда нужно просто забросить мяч в корзину) и др. Прекрасным вариантом являются всевозможные игры типа «крокодила» или «Алиас», где нужно, например, показывать загаданные слова и отгадывать их.
Начиная с 7 лет детям обычно становятся доступны большинство коллективных и командных игр. Вместе с тем в этом возрасте дети идут в школу, проживают период адаптации к новой социальной ситуации, поэтому в совместных играх можно наблюдать даже некоторый регресс: как будто ребенок стал немного младше, вернулся на предыдущий этап развития. В любой стрессовый период психика и так переживает высокую эмоциональную нагрузку, поэтому имеет смысл выбирать щадящие варианты игр и не играть в то, что требует значительных усилий со стороны ребенка.
Примерно с 10 лет начинается тот самый период, когда можно играть практически во что угодно, с минимальной адаптацией для детей в случае необходимости. Такие игры, как «Контакт», «Кто я», «Диксит», детские варианты «мафии», сложные варианты «крокодила», одинаково сильно любят и взрослые, и дети. Все эти игры построены на психологическом и социальном содержании, поэтому интересны людям разных возрастов.
О соблюдении правил игры
Играя всей семьей, важно помнить про ряд правил.
- Добровольность участия. Игра — деятельность свободная, нельзя заставлять играть.
- Процесс важнее результата. Если мы хотим сплотить семью, цель — в радости общения, а не в победе, поэтому больше легкости и удовольствия и меньше напряженности.
- Ошибки — это естественно. Ребенок может нарушать правила в силу возрастных ограничений, за это не ругают.
- Учет возможностей (физических, интеллектуальных) при выборе игры. Причем необходимо помнить и о детях, и о взрослых.
- Учет времени. Для игр, требующих длительного времени, лучше выбирать подходящие условия и заручиться согласием на них всех участников.
Играйте с детьми и будьте счастливы!
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.