background picturebackground picture

Говорю нельзя — значит, нельзя!

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

698

Запреты в жизни ребенка: нужны ли они детям

Проблема, знакомая каждой маме: «Говорю: „Не надо так делать!“ А он не понимает». Малыш исследует мир и ведет себя не всегда так, как хотелось бы взрослым. Как научить детей понимать и уважать запреты и при этом не переборщить? Об этом наш разговор с психологом-логопедом Ломоносовской школы № 5 Оксаной Девлесуповой.

Сейчас среди родителей тренд на осознанный подход к воспитанию: они изучают литературу по психологии ребенка, стараются перенимать описанные в ней методики. Если раньше о вреде запретов и не задумывались, то теперь мамы стараются не травмировать психику ребенка. Стоит помнить, что большинство вещей дети делают не со зла, а из любопытства. Это часть познания мира. И все же психологи сходятся во мнении: запреты в жизни ребенка необходимы. Причем уже с первых лет жизни.

Запреты — способ понять, что хорошо, а что плохо. Это неотъемлемая часть процесса воспитания. Они помогают детям определить границы безопасности и социально принимаемого поведения.

Отсутствие запретов не только может сделать ребенка избалованным и неуправляемым, но и в будущем привести к проблемам в общении с окружающими и даже к опасным ситуациям. Но очень важно научить ребенка не только следовать запретам, но и понимать их смысл.

Как научить понимать слово «нельзя»

  • Объясняйте причину. Каждый раз, когда говорите «нельзя», постарайтесь объяснить, почему. Например, если ребенок пытается подойти к горячей плите, объясните: «Не стоит трогать плиту, потому что она очень горячая и может обжечь». Если ребенок хочет погладить собаку на улице, скажите: «Не стоит трогать собаку, пока не спросишь у хозяина. Некоторые собаки могут испугаться. Также не все собаки добрые, она может тебя укусить, будет больно, и нам придется ехать в больницу». Дети легче принимают запреты, когда видят причинно-следственную связь. Это нам очевидно, почему нельзя забираться на высокий стол или рисовать на стенах. Ребенок не понимает, и ему нужно объяснить возможные последствия.
  • Приводите примеры. Иногда абстрактное «нельзя» сложно понять. Приведите реальные примеры из жизни, чтобы ребенок понял, что запреты связаны с реальными ситуациями. Например: «Помнишь, как Маша упала и ударилась, когда каталась на велосипеде без шлема? Поэтому нужно надеть шлем».
  • Находите альтернативы. Например, ребенок хочет бегать по дому — скажите: «Давай поиграем на улице, где есть много места». А вместо рисования на стенах можно предложить порисовать на асфальте.
  • Используйте положительные формулировки. Вместо «Не бегай» скажите: «Давай будем осторожны».
  • Покажите, что понимаете его чувства. Например: «Я знаю, тебе хочется взять эту вещь с полки, но она может упасть и сломаться. Давай найдем другую игрушку, с которой можно играть».
  • Поддерживайте позитивное поведение. Когда ребенок соблюдает запрет, поощряйте его. Например: «Ты молодец, что не тронул это, когда я сказал, что нельзя».
  • Будьте последовательны. Старайтесь придерживаться одних и тех же правил, чтобы ребенок понимал, чего ему ожидать.

Наша цель — научить детей понимать, а не просто покорно слушаться.

Конечно, дети часто реагируют на запреты негативно — плачут, сердятся, игнорируют. Но родителям важно сохранять спокойствие и подкреплять запреты аргументами.

Как не надо ставить запреты

  • Запретов слишком много. Любая шалость пресекается, а за непослушание следует «расплата» в виде наказания. Постоянные запреты на все новое и неизведанное сдерживают развитие и любопытство ребенка. Он может либо начать безропотно соглашаться, лишь бы не вызвать гнев родителей, либо, наоборот, бурно выражать протест.
  • Использование угроз. Грозить ребенку наказанием или пугать его, чтобы он не совершал какое-то действие, — значит вызывать негативные эмоции и страх. Например, слова «Если ты не перестанешь плакать, я тебя сдам полицейскому. Больше меня не увидишь» нарушают чувство доверия.
  • Нет согласованности среди родных. Например, бабушка разрешает смотреть мультики по 2–3 часа в день и есть сколько угодно сладкого, а мама запрещает. Что же тогда делать ребенку, если даже взрослые не могут договориться между собой? Когда запреты меняются из раза в раз, ребенок путается и не понимает, что можно, а что нельзя. Взрослые должны придерживаться одинаковой позиции.
  • Запрет без объяснений. Слово «нельзя» без какого-либо объяснения вызывает недоумение и сопротивление. Например, если вы запретите ребенку дергать собаку за хвост, но не объясните, что ей в это момент совсем не весело, а больно, то запрет может показаться бессмысленным.
  • Сравнение с другими детьми. Не стоит говорить ребенку: «Посмотри, Паша никогда не плачет, а ты опять хнычешь». Это может вызвать у него чувство неполноценности, соревнования и подорвать уверенность в себе.

А что, если ничего не запрещать?

  • Ребенок становится избалованным. Он ждет, что все его желания и прихоти будут исполнять — причем это касается не только родителей, но и других родственников, знакомых, одноклассников.
  • Нет границ и ответственности. Без каких-либо ограничений ребенок не понимает, что в обществе существуют правила. Это может приводить к конфликтам с другими людьми. Он также не понимает чужих границ и легко нарушает их.
  • Не умеет управлять эмоциями. Ребенок привыкает, что стоит покапризничать, и мама купит заветную игрушку. Ему сложно контролировать свои эмоции и поведение в ситуациях, когда это необходимо.
  • Небезопасно. Отсутствие ограничений может привести к тому, что ребенок будет подвергать себя опасности, так как он не осознает рисков и последствий своих действий.
  • Социальные навыки и адаптация. Отсутствие определенных правил и норм поведения может затруднить адаптацию ребенка в социальной среде — в школе, на дополнительных занятиях, в спортивной секции.

Поэтому необходимо соблюдать баланс.

Важно помнить, что запреты — это не только ограничения, но и возможность научить детей безопасному поведению, уважению к другим.

Объясняйте причины, используйте конкретные примеры. Ваше терпение и постоянство помогут ребенку развить понимание мира вокруг себя и принимать решения, основанные на этих знаниях.

Если же вам не удается справиться с какой-либо проблемой самостоятельно, вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях