background picturebackground picture

Говорим с ребенком о грусти

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

6

Развиваем эмоциональный интеллект с малых лет

Каждому родителю хочется, чтобы жизнь ребенка была легкой и радостной. Однако рано или поздно малыш сталкивается с обстоятельствами, вызывающими неприятные эмоции. В такие моменты рядом должны быть близкие взрослые, готовые поддержать и помочь справиться с трудными переживаниями. Екатерина Клопотова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», старший научный сотрудник ЦМИСД МГППУ, рассказывает о том, как научить ребенка управлять своими эмоциями.

О способности понимать и проживать собственные чувства

Умение управлять своими эмоциями и контролировать переживания в процессе взросления развивается так же, как и любое другое качество, а эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное или физическое. Способность понимать и проживать собственные чувства, осознавать состояния других людей обеспечивает успешное взаимодействие с окружающими и помогает сохранять эмоциональное равновесие. Чтобы ребенок этому научился, важно помогать ему осознавать свои чувства и проживать их.

Одним из переживаний, вызывающих внутренний дискомфорт, с которым рано или поздно сталкивается каждый ребенок, является грусть. Для того чтобы помочь малышу научиться справляться с этим чувством, давайте сами разберемся, что оно из себя представляет.

Грусть может возникать в ответ на потерю, неудачу, воспоминания или неудовлетворенные потребности. Это естественное и нужное чувство, которое помогает человеку осознать, чего именно ему не хватает для ощущения счастья и внутреннего покоя.

Все пошедшие в детский сад малыши сталкиваются с грустью, когда утром их мама приводит в садик и уходит. Но в то же время они испытывают огромную радость, когда в конце дня мама приходит. Грусть словно указывает на то, что сейчас особенно важно для ребенка: друг заболел и не пришел в детский сад, сломалась любимая игрушка, папа задержался на работе и не смог с ним погулять, сам заболел и не смог пойти в кино с друзьями и пр.

Если ребенок научится осознавать и проживать это состояние, то, выходя из него, он сможет не только легче справляться с подобными чувствами в будущем, но и понимать, что каждое переживание — это сигнал о чем-то важном.

Постепенно он будет учиться искать способы восстановить утраченный баланс: попросить о поддержке, придумать новое занятие, которое приносит радость, пообщаться с друзьями или просто дать себе время побыть грустным.

Умение восстанавливать утраченный баланс становится основой эмоциональной зрелости — способности принимать свои чувства, заботиться о себе и сохранять внутреннее равновесие даже в трудных ситуациях.

Как взрослые могут помочь ребенку?

Не обесценивайте грусть

Никогда не обесценивайте состояние грусти или печали, которое испытывает ребенок. Поводы, по которым дети испытывают грусть, могут быть самыми разными, и некоторые из них могут казаться взрослым совершенно незначимыми. Например, ребенок забыл дома любимую игрушку и не играет с остальными детьми, потому что расстроился по этому поводу и грустит. Взрослые очень часто реагируют на подобную ситуацию словами: «Ну, подумаешь забыл своего мишку, у тебя же с собой еще и машинка есть, и мячик, и самокат взяли — играй с ними. Нечего сидеть и грустить!» Но для ребенка подобные ситуации очень значимы, ведь его мир еще невелик, и любая потеря или неудобство воспринимаются очень остро.

Обесценивание со стороны взрослого лишает малыша возможности прожить и осознать это чувство, а соответственно и понять, что с ним происходит. Если вы видите, что ребенку грустно, постарайтесь принять его состояние. Не надо пытаться его развеселить, отправлять играть с другими детьми, говорить «перестань плакать» и т. д. Такое непонимание и непринятие состояния будет только раздражать и злить ребенка и усилит чувство одиночества.

Разрешайте грустить

Разрешите ребенку испытывать то, что он чувствует, и назовите это состояние: «Я понимаю, что тебе грустно из-за того, что ты забыл мишку, с которым любишь играть. Но уже ничего не поделать. Сегодня придется гулять без него». Поговорите с ребенком о том, что он хотел бы сделать в этой ситуации. Если ответом будет просто «посидеть», позвольте ему это.

Попробуйте показать, как можно еще провести это время, пусть даже и без веселья. И совсем не обязательно идти на детскую площадку. Поддержите ребенка в его переживаниях. Можно пройтись рядом по дорожкам, поговорить о том, что можно поделать на улице, кроме игр с другими детьми, спланировать, что будете делать, когда придете домой. Или просто посидите вместе и расскажите, в каких ситуациях бывает грустно вам и что вам помогает в такие моменты: прогулка, любимая музыка, разговор с близким человеком. Говорите о том, что все люди иногда грустят — и это нормально.

Состояние грусти нужно научиться принимать и проживать.

Уважайте эмоции ребенка, даже отрицательные

Не создавайте ситуацию, которая становится источником отрицательных эмоций. Часто родители не отпускают гулять или не покупают мороженое, потому что ребенок заболел, иногда за проступок лишают чего-то желанного — гаджета, мультфильмов, сладостей и т. п. Это тоже очень важные моменты для эмоционального развития ребенка. Взрослый может быть абсолютно уверен в своей правоте, но это не мешает ребенку расстроиться и грустить. Не стоит в таких ситуациях говорить детям: «Я же тебе говорил…» — или отменять свои санкции только потому, что вам стало его жалко.

Если родители достаточно терпеливы и понимают, что происходит с малышом в этот момент, то они не упрекают его, не злятся, однако и не дают желаемого, а помогают пережить этот непростой опыт. Они принимают решение в интересах ребенка, даже если оно доставляет ему неприятные переживания. В такой ситуации стоит выразить сочувствие. Например: «Я понимаю, что ты любишь мороженое и очень его хочешь, но ты только что переболел, и нужно поберечь горло, чтобы не заболеть снова».

Ребенок в подобные моменты может злиться на вас, плакать, но ему придется принять эту ситуацию, и гнев сменится грустью. Таким образом вы дадите ему понять, что признаете его право на грусть по этому поводу, но при этом заботитесь о нем, и это временная вынужденная мера. Когда взрослые проявляют уважение к эмоциям детей, у тех появляется возможность спокойно их прожить и научиться понимать себя и других. А это — путь к эмоциональной зрелости.

Задача взрослого — не заглушить грусть, а поддержать ребенка в ее проживании.

Постепенно ребенок узнает, что эмоции — естественная часть жизни, их можно пережить безопасно, и все они рано или поздно проходят. Так рождается доверие к себе, к миру и к своим чувствам.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях